О «клановости» в гитарной моде
Спросил я недавно вКонтакте, мол, о чем написать? И один парень говорит мне — «напиши о моде в гитарном мире». Про фуззы, которые приходят на смену дистам и всё такое. Ирония в том, что эта мода очень локальная — в зависимости от «тусовки» она может быть принципиально другая в одно и то же время у разных гитаристов. Более того, возможно это не всегда зависит от звука или качества, но в многочисленных спорах кроме звука почти ничего и не обсуждается (ну разумеется). Сейчас я это объясню на примерах. Все совпадения случайны, конечно же. 🙂
Толчком к этому посту послужила даже не просьба вКонтакте, а несколько разговоров этой недели. За последние дней пять внезапно вспомнились гитарные форумы, известные паблики и отпочковавшиеся от них в своё время ребята со своими порядками. Различные бренды и их аудитория (целевая и не очень). Мелкосерийные бренды, диванные паяльщики и многочисленные попытки народа выйти на рынок, получившие в итоге довольно стрёмное прозвище «рашнкастом». Всё это формирует если не наши музыкальные вкусы, то нашу реакцию в жизни и интернете. И все мы давно разбиты на «лагеря», примерно равные по численности, которые смотрят друг на друга сверху вниз и искренне считают, что именно их подход — самый правильный. Забавно.
Форумные консерваторы
Наблюдая за интернет-ресурсами много лет, я начал считать, что интернет форумы давно устарели, уступив тем же социальным сетям. Тем не менее, их завсегдатаи регулярно дискутируют на родном ресурсе, и это, в большинстве своём, «старые песни о главном». Иногда к этим «ветеранам» попадает новичок, но на самом форуме найти ничего не может (да и не хочет) — создаёт тему и слушает мантры, которые местные жители никогда не устанут повторять.
В прошлом я провел очень много времени на одном из таких форумов (даже чуть в модераторы не попал, вот ж было время). Свод местных догм можно было высечь из мрамора и увековечить — «только гибсон, только лампа, лучший перегруз это футсвич от ректифаера» и так далее. Даже если ты выбираешь весло для каяка, то гибсон гребет лучше, а фендер прослужит дольше, остальные варианты не рассматриваются.
Впрочем, не надо думать, что это прям плохо. У этих ребят своё уютное гнездо, они не ищут правды — свою они нашли. Ну, или им её привили предыдущие старожилы. 🙂
Больные G.A.S.’ом, но с ориентиром на прайс
Две крайности, недолюбливающие друг друга, но с очень похожим поведением. Интересные ребята. Что их объединяет, таких разных? Они составляют мнение о продукте до того, как возьмут его в руки.
Одни собирают оборудование подешевле, всячески намекая на то, что «звук-то не хуже!» и регулярно напоминая, что в оригинальном fuzz face деталей на пару баксов, а если нет разницы — зачем платить больше? Среди их гитар не увидишь, скажем, лпк — «ведь есть отличный орвилл, ничуть не уступает». В их бордах не светит диодом JHS или Cusack, но при этом могут быть их недорогие клоны. При этом таким ребятам очень важно озвучить, что дело не в деньгах.
В другом углу ринга — товарищи «ваши дешевые поделки — это всё фигня». Честно говоря, ничем от оппонента не отличаются, просто у этих как раз пресловутый Cusack есть, а Boss они даже в руки не возьмут, если он:
- Не Waza craft
- Не японец
- Не снят с производства
- Не замоден Аналогменом или еще каким-нибудь известным мужиком
Ну, вы ведь понимаете, о чем я. Кстати, среди и тех, и других, бывают вполне нормальные ребята, да и потом — общаясь со всеми сразу, от одних можно узнать про офигенность Bad Monkey, а от вторых — про Angry Charlie, и ощутимо расширить свой кругозор, например. Или педалборд.
Металхеды
Минимум эффектов. Минимум экспериментов. Старая школа? Воткни свой jackson в engl и фигачь. Новая школа? Воткни свой kiesel в kemper и фигачь.
Не, разумеется, у вас полный шкаф эффектов, я не сомневаюсь, но в партиях все равно дж-дж даблтрек и еще, возможно, дилей на соло. А если вы любите Дайма или Годжиру — то еще и вамми, которую вы топите на 2 октавы вверх для визга. Уж я-то знаю. 🙂
Хипстеры
У этих всё сложно. Безумная любовь к оффсетам (скошенным корпусам) от фендер — всяким там джаззмастерам и ягуарам. К педалям с укуренными режимами, желательно бутиковым. К фуззам, которые заменяют им оверы и дисты, заводятся ручкой громкости и не умеют нормально питаться от блоков. К глитчам и артефактам, особенно неконтролируемым (привет Whammy 4) и к MASF Thornoscillator. К комбайнам от Strymon и крафтовому пиву.
Да, это очень разноплановые ребята, с огромным опытом использования всего подряд. Даже жаль, что слушать их невозможно — если ты ищешь перегруз для металлики — всё равно посоветуют германиевый фузз фейс. Конечно, не кремниевый же советовать для металлики, в конце концов.
На самом деле, эта тенденция с фуззами и офсетами лично мне напоминает, опять же, форумных консерваторов, которые сформировали своё комьюнити отдельно, со своим блекджеком и хорусами. И опять же, им там хорошо, и не нужно лезть в этот монастырь со своим самоваром. Можно найти подходящий (сегодня есть определённое дробление по интересам, как и всегда, впрочем), либо основать свой. Почему бы и нет?
Патриоты
Любители отечественных продуктов. Вкус у всех разный, мотивация — тоже. Кто-то любит Yerasov, потому что общался с ним на форуме в далеком 1542 году. Металхеды любят Омских AMT, потому что дждж и недорого. Хипстеры не любят AMT, потому что дждж и недорого — поэтому любят Shift Line. Я люблю Dut Beardy потому что он мне спаял Outlaw Inhalath Edition, но до этого у меня был аутло обычный, а я любил всякие разговоры про разницу между хорошим и плохим отечественным. Или Walker, потому что его подход к продуктам приводит меня в восторг. Или Fokin, потому что Илья — крутой мужик.
Часто этот патриотизм перекликается с какими-то личными знакомствами или впечатлениями, не всегда зависящими от самой продукции. Скажем, спаял твой друг 10 одинаковых хороших перегрузов и выложил на продажу. Ты и вся его компания эту педаль разобрали независимо от того, нужна она или нет. А чей-то другой друг спаял свои 10 педалей, и его компания их разобрала и расхвалила. Позднее это всё перемешалось на вторичке, но предвзятость осталась. И когда педаль из компании А попадает в компанию Б, все такие «нуууу, вроде неплохо, но я не понимаю этого, а вот наш кореш паяет прям вау».
Еще этот патриотизм перекликается с ценником. Когда мушкет от D-Sound стоит три тысячи на авито, а мушкет от Blackout Effectors стоит $200 на ревербе — для многих выбор очевиден. Но эти вопросы я обсуждать не хочу, это уже см.выше (про больных G.A.S. с ориентиром на прайс).
Цифровые адепты
«Чо ты, инхалат, обзоры на VST не пишешь, 2013-14-15-16-17-18 год на дворе» — периодически спрашивают меня дорогие читатели. Да потому, что их у меня нету толком, кроме WOS III и пары синтов. И обзоры я не особо люблю.
Но да, есть отдельная категория людей, которые предпочитают исключительно плагины. Благо они сегодня действительно крутые, всё-таки 2018 год на дворе. История умалчивает, любят ли эти ребята пиратство — есть на свете недорогие или вовсе бесплатные движухи, а есть, например, Eventide. Нужно быть совсем закостенелым, чтобы не принимать во внимание сегодняшние VST, это полноценные профессиональные продукты. Возможно они и правда удобнее, но есть нюанс.
Даже если вы выступаете на лайвах с айпадом, в который засунут полный спектр необходимых плагинов, а дома вы пишетесь в DAW через них же, то всё равно вы не застрахованы от периодического желания покрутить, блин, ручки. Причём не в плагине, а руками, на педали. Один мой знакомый продал кемпер и собирает в очередной раз борд отчасти и по этой причине — он, конечно, хорош, но покрутить хочется.
Но вообще, в целом любители плагинов мирно сосуществуют с остальными, да и почти каждый из нас любит и ценит хорошие VST.
На самом деле, конечно, это не все категории (язык не поворачивается назвать их субкультурами). Возможно, вы относитесь к одной из них, или даже не одной — а может быть ко всем понемногу. Надеюсь, вы не бросаетесь в такие крайности и держитесь золотой середины. Однако есть еще одна категория, которая вызывает у меня жесткую неприязнь…
Вечные новички
Я не совсем бесполезен. Я могу быть плохим примером.
Речь не о тех, кто играет по десять лет и не умеет. Что и как играть — наше личное дело, если мы, конечно, не решим записать альбом (хотя как же тут не вспомнить про сюхари). Сейчас я говорю о тех, кто не приобретает опыт — бездумно меняет оборудование и считает это конечной целью своего хобби. Такие люди не изобретут Fluence, не заинтересуются устройством Seaboard, да что уж там — они не будут читать какие-нибудь интересные общеобразовательные вещи (типа таких), потому что их и через год, и через пять и через десять будут интересовать те же вещи, что и на старте — «какую гитару выбрать», «клён или ясень», «лампа или транзистор» и прочая муть, на которую каждый давным-давно ответил для себя и забыл, сосредоточившись на интересном. Вместо изучения музыки, технологий, тенденций и техник они изучают битвы видеоблогеров и обзоры стратокастеров. И вращаясь, преимущественно, в кругах новичков, подают им плохой пример.
Я сейчас, конечно, прошёлся по всем подряд, и оскорбленные в лучших чувствах ребята могут резонно заметить, мол, как же так, ты всех обложил? А вот и нет. Знаете что? Не бросайтесь в крайности. Не будьте примером для этой статьи, берите лучшее из каждого пункта и всё. Ну и да, конечно во мне самом это всё тоже есть. 🙂