Сюхари, Shuhari, 守 破 離 — три стадии любых тренировок

Опубликовано Them в

«Сюхари» — это вовсе не сухари, а очень даже простая, но классная концепция, по которой строятся этапы обучения в японских боевых искусствах. Как оказалось, кроме пацанских цитатников подобные штуки употребляются в целой пачке разных областей, и, что примечательно — везде в тему. Самое интересное, что сюхари отлично объясняет и лично мой взгляд на гитарные тренировки, просто я не знал до этого, что хитрые китайские и японские вояки всё давно придумали и сформулировали. Сейчас объясню.

Понятие о трех шагах мастерства, если верить литературе, появилось когда-то в Китае, однако в итоге завоевало большую популярность в Японии. Применяясь для боевых искусств, в частности, айкидо, а также для настольной игры «го», концепция сюхари нашла свое применение также и в любых «живых» направлениях, от искусства до ведения бизнеса.

Что, собственно, представляют из себя эти три шага? Дословно их можно перевести как «соблюдать, прорываться, отделяться».

  • Шаг «Сю» — соблюдать. Начало тренировок. Человек еще ничего не знает, не умеет и не представляет, какие возможности ему предоставлены. На этом этапе нужно долго и упорно повторять одни и те же упражнения, оттачивать технику, повторять, повторять, повторять и повторять одни и те же технические приемы. Очень важным нюансом на этом этапе является то, что человек не имеет права отклоняться от правил. Это идет вразрез с мышлением будущих музыкантов и деятелей искусства, которые хотят творить и не влезать в рамки, но поверьте на слово — без базы умений и знаний вы сможете творить, скорее всего, только унылую дичь. Отложите гордость и фантазию, и тренируйтесь. Позже станет понятно, зачем это было нужно.
  • Шаг «Ха» — прорываться. Ученик натренировался достаточно, чтобы начать привносить что-то своё в наработанную базу тренировок и партий. Идеально исполняя базовые технические приемы, которые он всё время тренировал, он наконец-то может пытаться импровизировать так, как ему подскажет фантазия. Предыдущие тренировки нужны для того, чтобы эти импровизации не упирались в планку мастерства. Если тренироваться достаточно, то ситуаций, когда в голове крутится фишка, а сыграть её не получается, просто не будет.
  • Шаг «Ри» — отделяться. Оба предыдущих шага — это тренировка. Но «Ри» — это отход от упражнений в пользу создания материала. «Когда все выученное усвоено, решения принимаются автоматически» (Джефф Сазерленд). Вы натренированы, научены импровизировать, у вас есть свои предпочтения, решения и нюансы, которые выбраны среди прочих после того, как вы выучили всё. И теперь всё это воспринимается как одна большая база, подспорье для всего, что вы решите делать с вашим инструментом. Больше нет правил, делайте всё, что вам захочется.

Вернемся к нашим баранам (к гитарам). Из личного опыта я уже кучу раз убедился, что первый шаг всем хочется побыстрее проскочить. При этом к третьему далеко не все вообще собираются приближаться. Людям скучно зубрить одно и то же, поэтому они порываются сходу закинуть своих (вернее, подсмотренных) фишек в свою игру. Все эти кривые вибрато, слайды не в тему и внезапные непонятные стремные запилы — как раз следствие таких попыток. В сочетании с недостаточным количеством тренировок мы слышим то, от чего кровь не бежит из ушей только по одной причине — она стынет в жилах.

Что же касается третьего шага — с ним всё не так просто. Сколько раз вы ловили себя на мысли, что «этот рифф из альбома 2017 года я слышал, кажется, в ранней металлике», или, например, «это соло звучит так, как будто парень по очереди гоняет упражнения из своей разминки»? Да эта ерунда постоянно случается, буквально в каждой третьей песне. Партия может быть сыграна просто отлично, идеально ровно и красиво, но при этом оставаться набором заученных упражнений, слегка разбавленных чем-нибудь по вкусу исполнителя. И признаюсь честно — лично мне зачастую сложно увидеть эту границу между вторым и третьим шагом.

Ну вот, собственно, и всё. Такая вот концепция. Спасибо китайцам и японцам за идею и внедрение, спасибо, кажется, американцам, за то, что решили внедрять ее в другие сферы, ну и мне спасибо, за то, что написал это всё — в последнее время я стал гораздо больше играть и гораздо меньше заниматься контентом для сайта. Пусть для меня это хорошо, но для вас-то, наверное, наоборот. =) Спасибо за внимание.