Взгляд на пассивный distortion с другой стороны.
Чуть раньше я опубликовал рассказ о том, как сделать дист без батарейки на основе клиппинга первичного сигнала, так вот — на самом деле это тема довольно избитая, когда встречается не в формате какого-нибудь Black Ice. Клиппингу чаще не рады, чем рады, поэтому я бы хотел прояснить пару моментов по этому вопросу. Да, и еще — кажется, мне наконец-то пригодился опыт звукозаписи орущей курицы.
- Основная статья — «Сказ о пассивном дисторшне. Дж-дж без батарейки!«
Пассивный овер/дист. Мысль интересная, на самом деле, но главное, пожалуй, замечание автора предыдущей статьи — такая схема не заменит нам привычного активного перегруза. И в этом заключается один из нюансов этого вопроса — мало того, что клиппинг встречается намного чаще, чем диоды в темброблоках гитар, так он еще и считается во многих случаях проблемой, гадостью, от которой стремятся избавиться так же, как от фона, например. А еще есть личные предпочтения разных музыкантов, которые зачастую никак не связаны с законами физики, и одно и то же явление в разных его проявлениях вызовет прямо противоположные отзывы.
Клиппинг в активной гитарной электронике.
Являясь обладателем пары активных и очень злых хамбакеров, я, разумеется, сталкивался с их нюансом — они начинают клиппить, если бить по струнам достаточно сильно. Мои датчики подгружают сигнал без особого труда, стоит только захотеть. =) Ирония в том, что это является главным камнем в их огород, по мнению огромного количества музыкантов. Не убеждает их ни возможность поднятия планки обрезки пиков (EMG и SD позволяют это сделать при использовании 18-вольтовой схемы), ни эксперименты с ручкой громкости и с динамикой игры (имея на борту действительно мощный сигнал, можно смело прибрать его часть, получив меньший выхлоп). И вроде бы ничего в этом такого нет — на свете столько датчиков, что каждый выбирает на свой вкус, может любить или не любить конкретные датчики… Но идея использовать пассивные звукосниматели и провоцировать клиппинг на них, причем еще и на синглах, да еще и путем ослабления сигнала — все это вызывает довольно жесткий диссонанс в моей голове, если честно.
Ниже наглядный пример гитарного сигнала, в котором присутствует явный клиппинг — все пики отсечены на определенном уровне:
А вот сигнал без клиппинга, снятый также с активных датчиков, но с распайкой на 18 вольт:
Где-то там, на втором рисунке, также есть порог, после которого сигнал начнет обрезаться, но дело в том, что до этого порога просто не дотянется ничего, если специально не стремиться к этому.
Перегрузы на диодах в схемах усилителей.
Бывает и такое. Мотивы, в основном, сводятся к экономии материалов и упрощении схемы — это можно встретить иногда в разных бюджетных перегрузах и усилителях, зачастую в самых-самых дешевых. В моем Custom Tube 12A такой был. Крайне ужасный перегруз, хуже я не слышал, хотя на это место претендовало немало всяких разных вариантов. =) В принципе, такой эффект может сгодиться в качестве небольшой грелки или бустера, но он будет мутноват, без возможности настройки, и в целом ощутимо проиграет своим более активным конкурентам. Зато он будет дешевым, и его можно будет поставить прямо в гитару. Зачем это надо? Честно говоря, не знаю.
Но есть в этой бочке дегтя ложка меда — иногда можно встретить подобную реализацию в более дорогих аппаратах, хоть и в качестве дополнительного эффекта. Если тщательно подобрать комплектующие, и грамотно встроить диодный дист в какую-нибудь ламповую штуку — вполне возможно, что результат будет приятным. А может и не будет, как повезет. Вспомните, сколько было нюансов в предыдущей статье, и подумайте, стоит ли оно того…
В целом я скорее негативно, чем позитивно, отношусь к подобной идее. Если мне попадется уже готовая штуковина, в которой реализован дист на диодах, то я с радостью дам ей шанс (хотя у кастом тьюба меня порадовать не получилось). Но сейчас я целиком и полностью против. С другой стороны, экспериментаторы могут делать что угодно, так что могут и попробовать — вдруг понравится?
Бонус — самый жуткий в мире клиппинг!
На самом деле, существует еще одна причина, по которой я не хотел бы рекомендовать подобную схему — в 2013, а может в 2014 году, разбираясь с тем, как мы слышим клиппинг в записи, шутки ради я записал Black metal трек, с орущей резиновой курицей на вокале. Вот примерно с такой:
Сохранив традиции блека, я записывал курицу на очень плохой микрофон, получив в результате просто НЕВЕРОЯТНЫЙ клиппинг. Курице не понадобился никакой перегруз, она орала круче, чем Marylin Manson в припевах, но характер этого перегруза был… Кхм… Короче, на гитару я такое не хочу. Это, извините, зудосрач.
Если Вы по какой-то причине хотите послушать то, что получилось — собственно, вот оно. Не принимайте трек всерьез, все-таки записывался он шутки ради. =) Спасибо за внимание.
https://soundcloud.com/inhalath/krieg-the-psycho-feat-the-chicken-epic-black-metal