Зачем ноты, если есть табы. И зачем табы, если есть ноты
Этим вопросом я задавался в общем-то всё время, с тех пор, как начал играть на гитаре. Мне обычно все прогоняли всякую заумную дичь про теорию музыки, всякие странные домыслы, и в итоге никто ничего внятного ни разу не рассказал. Но так вышло, что у меня сейчас салат из партитур и табулатур, и я наконец-то понял, в чём прикол.
Давайте я не буду разжёвывать про то, «что такое табулатура, что такое партитура» и так далее, мы же тут все умудренные опытом седовласы. Сразу к делу. У меня сейчас стоит бесплатная musescore (фуфу, не сибелиус, ага), которая в целом оказалась вполне приятным редактором, и, что важно — в ней изначально пишется (не мной) заготовка песни в виде двух дорожек — вокала и фортепиано. То есть я получаю партитуру в .mscz и там уже как попрёт. И я понял кое-какие очевидные для всех вещи:
- Никто, кроме гитаристов и басистов, не врубается в табулатуры. Да никто и не должен. Поэтому объяснять что-то, связанное с нумерацией ладов — идиотская идея. И это действительно повод уметь в ноты.
- При игре по нотам музыкант по умолчанию мыслит ступенями, а не номерами ладов. Это значит, что просьбы в духе «сыграй чуть повыше» будут сыграны выше на ступень, и не появится никаких всратых диссонансов. Если человек с гитарой вообще не выкупает, какие у него на грифе ноты, то скорее всего он просто добавит пол тона или тон, и всё поплывёт нафиг. И это тоже повод уметь в ноты.
- Аналогично и с переносом партий других инструментов. Если копипастить, понижать-повышать партии или перекидывать их с одного инструмента на другой — всё прекрасно сохраняется в рамках тональности. А вот копипастить табу — русская рулетка. Перекинул знакомые и милые сердцу 0-3-5-0-3-6-5 к себе в песню, а оказалось, что у тебя восьмиструн и вообще строй Open G. Ну и всё, fire in the sky обеспечен.
- Ноты вообще не привязаны к строю. Они просто показывают, какой должен быть звук в конкретный период времени. Поэтому можно писать музыку, не обращая внимания на то, что у тебя гитара позволяет. Просто сделать что-то непредвзято красивое. Потом уже адаптируется по ходу дела и влезет, куда нужно.
Вот я весь такой расхвалил ноты, но на самом-то деле сам в итоге буду делать табы и зубрить материал уже по ним. А всё потому, что:
- Табы позволяют зубрить уже сочинённую партию, доводя её до автоматизма. И делать это намного удобнее, чем учить по нотам.
- Табы показывают аппликатуру, т.е. положение пальцев при игре, что и куда ставить. Видели мемас с мизинцем Петруччи? Вот чтобы такого не было — сделайте нормальную табулатуру, в которой всё органично показано. Очень сильно облегчает работу над партией, да и полезно, наверное, вывих пальца ещё никого счастливее не сделал.
- В быстрых и сложных соляках первые два пункта становятся ещё важнее. Какая разница, как у вас ноты идут на пятиструнном свипе с тэпингом? Вы в момент этого поливалова думаете не о нотах, а о том, что щас бы тапнуть в 17й и не промазать. А про сам свип вообще не думаете особо, там просто не успеваешь думать. Реально.
- В табах удобнее писать штрихи (апстрок-даунстрок), палм-мьют и глухие ноты (х).
- В табах НАМНОГО удобнее писать нули и брейки. Посмотрел бы я на человека, который учит Meshuggah — Bleed по нотам.
Что в итоге? Сочиняйте в нотах и коллективно. После сочинения делайте себе табу в соответствии с партитурой. И не пытайтесь объяснить клавишнику или барабанщику, что такое 00000000000000. И всё будет отлично. Серьёзно.