It’s a wrap! Оборачиваем струны на Les Paul
Почти год ничего не писал, но что-то вдруг появился у меня инструмент с Tune-o-matic, и, поставив на него струны с оборотом вокруг стопбара, я внезапно обнаружил, что народ смотрит на меня круглыми глазами. Поэтому давайте я вам немного расскажу про эти два способа установки струн на Les Paul и другие гитары с аналогичной фурнитурой.
Одна из огромной кучи экземпляров в коллекции Билли Гиббонса, Gibson Standart 1959 года, известна многим людям как «Pearly Gates». Говорят, что она пылилась у Хьюстонского фермера под кроватью, пока ее не купил за 250 баксов какой-то мужик, отрастивший впоследствии длинную бороду и ставший одним из самых узнаваемых музыкантов в мире. Уж не знаю, насколько этот леспол хорош, но есть у него как минимум одна узнаваемая черта — Билли всегда ставит на него струны, оборачивая их через стопбар. Эту же фишку в обязательном порядке повторяют многочисленные клоны и «закосы» под Pearly Gates, причем как от Gibson, так и от всех остальных.
Надо сказать, что первые две мои гитары были с tune-o-matic, причем на второй я ради интереса ставил струны таким образом, насмотревшись на Закка Вайлда. Не помню, зашло или нет, честно говоря, много лет прошло. Потом я наглухо залип за телекастеры и hardtail-струнодержатели, и только сейчас, в 2018 году, в мои руки попал Fernandes Ravelle Deluxe, с 24.75 мензурой и основательным закосом под леспол. Почесав голову, я поставил свежий сет струн именно так, как они стоят на Pearly Gates. Разница в звуке в данном случае не настолько сыграла свою роль — я просто очень люблю ZZ Top. =)
Короче. Если рассматривать именно tune-o-matic с стопбаром, не вспоминая о wrap-around бриджах (например от PRS, где оборачивать нужно в обязательном порядке), и забив также на гитары со струнами сквозь корпус, то есть два способа установки струн. Первый — традиционный. Вставляем струны в стопбар сзади, кладем на седло бриджа, натягиваем. Все просто и логично. При этом у стопбара есть винты, регулирующие его высоту — они влияют на угол, под которым изгибается струна, ложась на седло, а также на резонанс, передаваемый от струны через стопбар в корпус. Есть сторонники выкручивания стопбара вверх до упора — мол, низ подрезается, им нравится. Ну и слишком большой угол перегиба на седле не всех устраивает — скажем, товарищи с jacksinstrumentservices.com приводят вот такие фотки с настройкой стопбара:
Отмечу, что ставить стопбар слишком высоко чревато вылетанием струны из седла. Но вообще, эта регулировка крайне проста, если есть желание — попробуйте побаловаться с его высотой (на высоту струн над грифом это не повлияет, если не трогать сам тюноматик, конечно).
Второй способ, ради которого, собственно, и затеялся этот пост — с оборотом струн. Струна вставляется с противоположной стороны, огибает стопбар вокруг и уходит на седло. Какие отличия от обычного способа?
- Появляется возможность вкрутить стопбар до упора, сохранив при этом небольшой угол перегиба непосредственно у седла. То есть можно сохранить как резонанс от низкого стопбара, так и ощущения от небольшого угла;
- Точка, на которой струна «отрывается» от стопбара, смещается немного назад, примерно на половину его ширины. Как и в п.1, немного сказывается на ощущениях;
- Меняется внешний вид инструмента, но есть вероятность, что вы начнете цеплять стопбар ребром правой ладони.
Такие вот дела. Фишка не обязательная и не революционная, но попробовать стоит. Вдруг понравится.