Парадокс Фишмана
Эта история — чистой воды провокация. Но всё же… Я хочу рассказать о Fishman Fluence. Почему? Потому что это лучшие датчики в мире. Почему парадокс? Потому, что нам они не нужны. Писать об этом сложно, тема очень скользкая, но тем не менее — давайте рискнем.
Everything you hear is true™.
Надеюсь, вы читали мою «сказку о консерватизме», Если нет, то вот:
Сколько бы не было рекламных прогонов про «world best pickup ever» — все это один и тот же принцип работы — все то же магнитное поле, все та же струна, создающая ток в катушке.
Разумеется, разговоры о древности таких технологий идут уже не первый день, и я не пионер в подобных разговорах. И производители прекрасно понимают, что именно и как именно продают нам. Не являются исключением и ребята из Fishman, в определенный момент взявшие, да и собравшие датчики по своим современным наработкам. И их детище получило название Fluence.
Что такое Fishman Fluence?
Инженеры справедливо рассудили, что в эпоху современных технологий можно урвать кусочек современных штук и для нас, гитаристов. И главное (да, пожалуй, единственное) достижение разработчиков — они научились «печатать» дорожки, заменяя ими витки в катушке. То есть печатается много-много отдельных «витков» на PCB, затем они складываются в единое целое и получается вполне себе альтернатива привычным нам катушкам звукоснимателя.
Важным моментом является тот нюанс, что в одной такой «катушке» датчика Fluence, размером с сингл от страта, всего 48 слоев PCB. Но это хамкенселлер, поэтому катушек две — принцип шумоподавления, собственно, никуда не делся. Так что речь идет о 96 слоях PCB на датчик. Для сравнения, на классических пассивных хамкенселлерах количество витков провода приближается к десяти тысячам — интересная разница, правда? В общем, они напечатали 96 слоев печатки, разделили магнитом и получили что-то, что способно снимать сигнал с гитарных струн.
Сначала о плохом 🙁
Позиционирование Fluence как «революционных» датчиков.
А теперь начинается маркетинг. Посмотрите, что пишут сами производители про свое детище:
Звукосниматели мотались с 1934 года. Спустя 80 лет, мы размотали их. Fluence — это абсолютное переосмысление идеи датчика, свободное от шумов, помех и раздражающих наводок, присущих любому, даже самому лучшему, традиционному «намотанному» звукоснимателю. Наш продукт открывает Вам дорогу в мир чистого, ничем не тронутого звука.
Эта телега висит на их официальном сайте как заголовок к разделу. В 2014, когда эта штука была анонсирована, кажется, на выставке NAMM, известный гитарный портал Premier Guitar взял у представителей Fishman интервью, из которого ребята ясно дали понять, в чем именно заключаются плюсы этого датчика. Итак:
- Решена проблема шумов, присущих синглу
- Звук сингла остался аутентичным, несмотря на решение проблемы шумов
- Решена проблема чрезмерной длины кабеля («неважно, 10 футов или 100»)
- Решена проблема замены батарейки «крона» для активных датчиков
- Получен идеальный контроль качества (катушки получаются абсолютно идентичными каждый раз)
- Датчик умеет менять характер по желанию музыканта
Собственно, этот список говорит нам о том, что Fluence — настоящая утопия, вершина мечтаний и сладкий сон любого гитариста. Но что мы получаем на самом деле? Давайте по порядку.
Решена проблема шумов, присущих синглу
Ну блин, ребята, ваша конструкция — это обычный хамкенселлер. Вертикальный хамбакер. Такой же, как Fender Noiseless, например, только на PCB. Спору нет, проблему шумов вы решили, но никакая это не инновация. Вы решили ее точно так же, как и ваши коллеги 80 лет назад (точнее, 79 — хамбакер появился в 1935, fluence — в 2014). Точно так же, как и все:
Звук сингла остался аутентичным
Так. Во-первых, каждый раз, когда кто-то «изобретает» хамкенселлер, начинаются заявления о том, что этот прорыв никем ранее придуман не был. У меня есть перевод статьи, в которой один зарубежный товарищ ругает Дина Зелински за его маркетинг относительно Side Kick, несмотря на то, что его датчик действительно может быть интересным. Никто не спорит с тем, что у вас прикольный продукт, но хватит, хватит, хватит! Хватит заявлять в интервью о том, что это инновация.
Во-вторых, пресловутое интервью дает понять принцип достижения этого самого «аутентичного звука»:
Fluence can eliminate hum while retaining the original single-coil sound, thanks to filtering and boosting within the preamp.
«Fluence может устранить шум, сохраняя звук сингла, спасибо фильтрам и бустерам предусиления». Понимаете? В датчике стоит преамп с эквалайзером и бустером. Эта идея практически ничем не отличается от реализации в EMG или моих (уже не моих, продал на днях) Seymour Duncan AHB. Ладно, раз речь о синглах — EMG SA и EMG T. Те, кто играют на активных синглах, на шум не жалуются и без ваших инноваций, ребята.
Решена проблема длины кабеля
Да, вот это, кстати, серьезно. Когда у тебя большой педалборд или длинный провод, крайне желательно иметь буфер в начале или конце цепи. Вариантов несколько — кто-то ставит его отдельно, кто-то покупает педали с buffered bypass (тюнеры это могут, к примеру). У меня лично была пара педалей с буфером. На него еще адепты True Bypass плюются. =) Но да ладно. Fishman решили проблему проводов? Отлично? А как?
That’s not a problem with Fluence, because the pickup connects to a preamp, which acts as a buffer.
Эм. Они решили проблему проводов, изобретя буфер. Onboard, то есть в гитаре (в датчике). Неплохо, да, но сколько лет этой технологии?
Решена проблема замены батарейки «крона»
Вот сейчас подождите секундочку! Какая батарейка? А, да, та, которая питает ваш onboard преамп, понятно. Та же, что питает onboard преамп в моих (да блин, не моих уже) блекаутах? Клево. У старых активных датчиков, которые славятся низким уровнем шумов, есть преампы, которые питаются от батареек; у вашего — тоже активная схема, потребляющая аналогичные токи, но вы «решили эту проблему». Осмелюсь напомнить, что этой проблемы на пассивных датчиках вообще нет. Но да, я понимаю, преамп в Fluence нужен, и он неплох, и не может быть пассивным, разумеется. Но как решена проблема замены батареек? А вот так:
У них там в темброблоке аккумулятор, заряжающийся через USB. Невероятно. Инновация.
Получен идеальный контроль качества
Вот тут, кстати, не придраться. Действительно, можно изготовить 96 миллионов абсолютно одинаковых слоев PCB и изготовить из них миллион абсолютно идентичных Fluence. Это круто, без шуток. Но придраться я все-таки попробую.
Рассказывая про свои печатные «катушки», товарищи из Fishman восхищаются волшебным звуком легендарного ’57 PAF. Да, того самого, который никто до сих пор не может повторить. Не может повторить потому, что на заводах Gibson набирали черт знает кого, и процесс намотки пафов был ручным, активно пересекаясь с личными проблемами этих домохозяек и чернорабочих, которые своими руками творили на заводах музыкальную историю. Винтажные пафы — все разные. Их мотали на отвали. Но получалось хорошо.
Что у нас есть сегодня, в 2017? Есть бренды-гиганты типа Seymour Duncan, с высочайшим контролем качества и многолетней историей. Есть оборудование, которое похоже на моталку датчиков, а не шарманку с проволокой. Катушки мотаются в различных отраслях, иногда далеких от музыки, и механизмы постоянно совершенствуются. В конце концов, есть целая культура, основанная на магнитных звукоснимателях, и многие уже умеют делать синглы и хамбы лучше, чем в те теплые и ламповые времена, когда ПАФы только появлялись на свет.
Но даже если и учесть ту погрешность, которую мы, может быть, найдем в двух одинаковых моделях — будет ли она такой, чтобы Fluence затмил своей безупречностью этот «ужасный косяк»? Не думаю.
Датчик умеет менять характер по желанию музыканта
Тут можно сказать только одно — пресеты на преампе. Переключаются пушпулом в гитаре.
Подытоживая это всё — что из перечисленного можно отнести к инновациям? На мой скромный взгляд — ничего. Я смотрю на micro usb панель для гитары, затем на USB Type C в своем мобильном телефоне и думаю — неужели мы, гитаристы, настолько залипли за старые технологии, что современные инженеры пытаются подкупить нас чем-то повседневным, и уже устаревающим, выдавая это за инновацию? Что это за стремная реклама?
Но не все так плохо — давайте о хорошем
Маркетинг — это ерунда. Там и не такое напишут. Кажется, у меня уже припекало где-то в статьях насчет однообразности рекламных анонсов датчиков «чистый клин с яркой нижней серединой, бла бла тон и воу воу кранч». Это, видимо, уже стандарт для всех, кто выпускает педали эффектов и датчики.
Так что такое Fluence? Это пример того, как нужно делать звукосниматели в 2017 году. Взяв за основу принцип 80-летней давности, Fishman с толком подошли к этому вопросу. Разработали альтернативу катушкам, которые оказались в общем-то не обязательным условием
. Разработали преамп (которыми, кстати, фирма давно известна), и он наверняка отличный. Взяли известные разработки в области шумоподавления и эспериментальным путем выяснили, как сделать их еще лучше. Пускай многое из того, что они так нахваливают в интервью — откровенный баян, признаюсь честно — лично мне onboard буфер кажется очень классной идеей. Как и идея предусиления датчиков вообще.
Эти ребята убрали все лишнее и добавили удобства. Их датчик — это старая и любимая всеми идея снятия колебаний струны в магнитном поле, доведенная до ювелирной точности. Они постарались найти самые оптимальные показатели своих «катушек» для того, чтобы получить, по их мнению, лучший вариант. С Fluence вы действительно получите максимум того, что может дать ваша гитара. Если бы звукосниматель изобретали не 80 лет назад, а сегодня — то получился бы именно он. И в 2097 году люди с пеной у рта защищали бы его аутентичность и совершенство, как сейчас защищают PAF ’57.
«Парадокс Фишмана»
И сейчас я хочу сказать то, ради чего начал рассказывать про Fluence.
Вряд ли многим из нас захочется иметь такие датчики. Несмотря на то, что я на полном серьезе считаю эти датчики лучшими в мире. Это синергия традиций и технологий.
Люди обвиняют такие продукты в «стерильности». Мол, без души это все, преампы там, PCB, вся фигня от лукавого. Играть надо на намотанном руками сингле через усилитель с навесным монтажом, так звук душевнее получается. Оставим этих людей наслаждаться их самодельным чампом, или что там обычно у таких людей бывает…
Купив Fluence, вы не получите лучшего звука. Вы получите датчик хорошего качества. Таким же понятным будет и SD Nazgul, и DiMarzio Sonic Ecstasy и любой другой современный звукосниматель. Может быть, сравнивая их в лоб, напрягая уши и мучая окружающих, вы и услышите разницу (либо наоборот, используя гибкость Fluence, сделаете себе альтернативу известным моделям), но по факту, для простого обывателя, это просто еще одна активная модель в ассортименте магазинов. Сегодня, в 2017, многих устраивают традиционные катушечные датчики, да и они действительно не так плохи, как их малюют в пресловутом интервью. Возможно, в будущем будет какое-нибудь переосмысление форм, и мы увидим гитару не с синглами и хамбакерами, а что-нибудь принципиально новое, и на ней PCB будут обязательным моментом. Тогда мы сможем играть на такой экзотике, не жертвуя привычным звуком. Но до тех пор, Fishman Fluence — просто линейка активных хамбакеров и хамкенселлеров, не выигрывающая, но и не проигрывающая тому, к чему мы привыкли.
Это идеал, который нам не нужен.