Коммутация Вашего педалборда (или «ликбез, часть 2»)
Чуть раньше мы уже разобрались, как сигнал доходит от звукоснимателя электрогитары до вашего уха. Но ведь есть куча всяких разных педалей, отличающиеся друг от друга не только цветом, но и много чем еще. Ассортимент их на сегодняшний день едва ли не больше, чем ассортимент гитаристов, поэтому знать, как их правильно коммутировать, крайне желательно. Я бы даже сказал, необходимо. Так что если Вы не вникали в подобные вопросы, самое время сделать это сейчас.
Материал подготовлен с упором на новичков, постараюсь максимально все разжевать.
Все написанное ниже является продолжением вот этой темы. Вообще, любовь к педалям имеет сразу кучу первопричин. Это и крутой звук, и интересный дизайн, и «конструктор», который собирает каждый по вкусу, и дань традиции, и мода… И даже инвестиции, бывает. Но мало просто купить педаль, нужно ведь ее еще и подключить. А когда их становится штук 10, порядок расположения можно придумать какой угодно. Но правильно ли это?
В первой части ликбеза я показал, что у нас есть два основных участка в цепи для подключения педалей — это, собственно, обработка сигнала гитары (из инструмента цепляем в педаль, а потом в инпут усилителя), либо подключение в петлю эффектов, которая находится между преампом и усилителем мощности. Чтобы понять, в каком месте должен находиться определенный эффект, советую представить следующее: сигнал у гитары один. Вы бьете по струнам, и он уходит по проводам в первую педаль. Она принимает его, обрабатывает и пускает дальше. А следующей педали абсолютно по барабану, какой сигнал в нее приходит — она обработает то, что в нее поступило. Придет сигнал с дилеем — обработает и гитару, и повторы; придет с ревербом — навесит свой эффект и на эхо от ревера. Этим железкам неважно, какая тональность у ноты, сыграна ли она ровно, и все остальное; они просто изменяют весь сигнал, который через них проходит. Хоть песни Стаса Михайлова включай вместо гитары, сработает и с ними.
Ниже приведу базовые принципы коммутации педалборда:
Подключаем в Input (вход усилителя) те эффекты, которые должны изменять базовый сигнал. Скажем, Whammy, меняющая высоту нот, или компрессор, выравнивающий динамику, прекрасно уживутся в этом участке цепи. А вот эффекты типа ревербации сюда ставить нежелательно. Посудите сами — если воткнуть педаль ревербации в инпут, то на гитару сначала навешивается эхо, а затем результат усилится преампом. Ему все равно, какой сигнал усиливать, так что он примет и сигнал гитары, и эхо, и выдаст на выходе мутноватую кашу из этих двух ингредиентов.
Вот что принято ставить в начале цепи:
- Тюнер. Он ставится как можно раньше, часто идет самым первым (сразу после гитары). Чем сигнал чище, тем точнее и проще будет настройка. Все просто. При желании можно даже подцепить его параллельно, если вам кажется, что тюнер влияет на сигнал.
- Шумодав. Это такая штука, которая старается убрать фон и посторонний шум, сохранив при этом основное звучание инструмента. Есть несколько мнений, куда его ставить, но так или иначе — он должен быть после источника шума, как можно ближе к нему. Если шумит гитара — то после нее, если особенно сильно шумит какой-либо эффект, то можно попробовать поставить шумодав после него. Можно и после предусилителя, но все-таки в приоритете позиция поближе к началу.
- Питч-шифтеры и другие эффекты, связанные с изменением тональности. Мы получаем нужные ноты, которые затем обрастут всем остальным.
- Педали громкости. Принцип аналогичен пункту выше.
- Wah. И «квак» тоже ставится в инпут, по тем же причинам.
- Компрессоры/сустейнеры. Цель компрессора — не допустить резких перепадов сигнала, выровнять его. Постоянно пользоваться им — не лучшая идея, все-таки он, так сказать, убивает динамику; но если уж ставить его, то ставить в начале, пока сигнал не оброс кучей разных эффектов. Крайне желательно — перед грелкой, об этом ниже.
- «Грелка». Так часто называют эффекты перегруза (overdrive, distortion, fuzz, booster). Задача этих эффектов — усилить или исказить амплитуду сигнала гитары, отправив результат в усилитель, «разогреть его». Актуально для лампового оборудования — чистый сигнал гитары в ламповый усилитель начинает подгружаться на приличной громкости и достаточной нагрузке на лампы, превращаясь в кранч. Грелка же, грубо говоря, избавляет от необходимости «выбивать» такой звук, хотя степень подгруженности, конечно, сильно зависит от динамики самого гитариста. Также грелки используются для выделения определенной партии (скажем, эту педаль можно включить на соло, настроив звук таким образом, чтобы прорезать микс, и вывести гитару на первый план). Впрочем, бывает, что перегруз ставят в разрыв, в этом случае эффект будет немного другой. Вернусь к этому позже.
Получается, что с помощью педалей перед входом усилителя мы можем изменить начальный сигнал самой гитары. Подгрузить, выровнять, ну и всё такое. Затем этот сигнал поступает в преамп, после которого становится уже больше похож на то, что мы слышим в итоге. Но перед тем, как он уйдет в оконечник, его можно еще «подкрасить» некоторыми эффектами. Вот их-то и нужно подключать в разрыв.
Вот, что принято подключать в петлю эффектов:
- Перегруз (по вкусу). Кто-то не хочет подключать эти педали в качестве грелки преампа, а втыкает их в разрыв. Не совсем стандартное использование, имеющее, впрочем, право на жизнь. Эффекты от одной педали перегруза до преампа и после могут кардинально отличаться друг от друга.
- Дилей. Готовый гитарный звук получает эхо — повторяющиеся затухающие повторы. Нам не нужно, чтобы преамп обрабатывал это, черт знает, что он с этими повторами сотворит. Поэтому лучше прикрутить дилей на уже готовый звук.
- Хорус. Эффект хора. Создается много-много копий исходного сигнала, звучащих с очень маленькой задержкой.
- Реверб (ревербация). Эмуляция естественного затухания звука в помещениях. Кто-нибудь из вас поет, моясь в душе? Голос такой приятный получается, с подобием эха. Вот это и есть реверб. Засовывать его в предусилитель не рекомендуется, его не просто советуют ставить в разрыв, а еще и поближе к концу всей цепи, желательно.
- Прочие эффекты модуляции, типа фейзеров, фленжеров, и тому подобных. Причины, в общем-то, те же самые, что и у вышеприведенных примеров.
- Эквалайзер. Вообще, его можно воткнуть абсолютно в любой участок цепи, однако наибольшую пользу он принесет, находясь ближе к концу, и регулируя уже законченный, либо близкий к таковому сигнал.
Приведенные примеры эффектов, на самом деле, капля в море. На сегодняшний день их великое множество. Поэтому, внимательно прочитав все это, можно выделить пару ключевых моментов:
- До преампа формируется сам сигнал инструмента, а после преампа он «подкрашивается» различными эффектами.
- Чем больше эффект «навешивает» на сигнал своих причуд, тем дальше в цепи он должен стоять. Пример: овердрайв, к примеру, изменяет сам сигнал, Whammy тоже, а вот эффект «Лесли» заставляет результат «переливаться» обертонами (Википедия) — следовательно, он должен стоять в этой троице последним, и желательно после преампа.
- Экспериментировать можно. Но будьте готовы получить на выходе какую-нибудь гадость, а не приятные звуки.
- Чем больше элементов в цепи, тем меньше сигнал похож на изначальный. Последующая педаль принимает сигнал таким, какой он есть, в нее может отправиться и фон, и помехи, и переизбыток эффектов от предыдущих педалей. Будьте внимательны.
Знаю, все это выглядит как громоздкая, местами не очень понятная телега… Но, уверяю, на самом деле не так уж все и сложно. Да и сам процесс перемещения педалей в педалборде многим доставляет удовольствие. Если же нет — тогда запомните в общих чертах список выше, и постарайтесь не втыкать модуляцию в инпут, а грелку, после этого, в разрыв.
На этом я бы завершил часть ликбеза, но впереди еще одна, надеюсь, финальная — поковыряемся в патчах, байпассах и всяких разных источниках шума и ухудшения сигнала. Вот вам, напоследок, пример не совсем обычного использования педалей — два хоруса с разными настройками в два разных усилителя, а также реверб, идущий в октавер. И все это на одного гитариста: