Самый глупый текст о гитарной технике
В связи с приездом экшн-камеры, я снова стал немножко поигрывать для случайных посетителей моей страницы на ютубе. И мои друзья-товарищи, собственно, назадавали мне вопросов про гитарные ролики, в частности, про всякие нюансы техники. Так вот — я хочу разжевать всю эту ерунду, и сделать тупой, но понятный каждому гитаристу текст, который, возможно, слегка прольет свет на «секреты» хорошего или плохого звука у всех многочисленных ютубных диванщиков, да и гитаристов вообще.
Не знаю, как вы, а я всегда любил слушать и играть каверы. И всегда мне глаз и ухо резали ужаснейшие варианты моих любимых песен в исполнении черт-пойми-кого. Много лет назад, задумавшись над причинами такого безобразия, я открыл для себя очень глубокую тему, которую воспитываю в себе до сих пор, с переменным успехом вычищая грязь и случайности из своей игры. Пускай я рискую побыть Капитаном Очевидность, но… Всем нам следует запомнить одно правило, и никогда его не забывать:
Гитара издает именно тот звук, который мы из нее извлекли.
Звучит это правило, честно говоря, бредово. Ну разумеется, мы дергаем струны, получаются звуки (я не говорю сейчас про эффекты, речь сугубо о технике игры). Но блин, зарубите себе на носу — гитара не умеет «выдумывать», все воспроизводимые ноты и различные стуки-скрипы-звяки всегда имеют объяснение, простое или сложное. Ноты могут низить/высить, струны могут звенеть/лязгать, любые колебания струн могут сниматься датчиками. Примеров великое множество, и ключ к хорошей игре — понимание и контроль всего этого безобразия. Зная, откуда берутся звуки — мы можем убирать лишнее, оставлять нужное.
Как выглядит среднестатистический «диванный кавер» на ютубе? Гитарист играет, под плюс или под минус, какую-нибудь песню. Как такое создается, если он обычный «диванщик» и вовсе не профи? Ну, скорее всего, он ищет табулатуру в интернете, смотрит «какие лады зажимать», и всё. Заучивает партию и записывает видео. Получается «вроде похоже». Иногда он не попадает в темп, мажет по ладам, играет заведомо неправильную партию (кривые табы — обычное дело), но всё это, как правило, от недостатка практики.
Другое дело — когда он неправильно извлекает звуки. Попадает в ноты и клик, всё такое, но результат звучит как унылая ерунда. Причина проста — он не рассматривает партию дальше принципа «зажал лад — дернул струну». Возможно, списывает это на плохую гитару/дешевый усилитель и миллион других вещей. К сожалению, одними тренировками тут делу не помочь — через 10 000 часов практики такой гитарист будет идеально играть непонятную хрень. И это, блин, злое зло, с которым каждый из нас должен в себе бороться.
Послушайте песню, которую хотите сыграть. Послушайте её еще раз. Вслушайтесь в партию, которая вам нужна. Представьте, как ее играет исполнитель. Посмотрите лайвы, видеоуроки, обратите внимание на то, какими техниками и на каких струнах играются партии, которые вы собираетесь выучить. Посмотрите на атаку (силу и резкость удара) гитариста той группы, чья песня вас интересует, обратите внимание, как тот же гитарист играет другие композиции, представьте его стиль. Попробуйте сыграть партию разными способами — если речь идет о тяжелой музыке и ритм-партиях, поэкспериментируйте с глушением правой рукой (даже если в оригинале его нет), даунстроком (штрихами строго сверху вниз); если вы разучиваете соло — сыграйте одни и те же ноты переменным штрихом, тепингом, легато, чем угодно — главное для вас — услышать разницу между этими приемами. Разберите звук «косяков» — что будет, если задеть лишние струны или не заглушить их; поработайте над тем, чтобы не было «пережатий» струны (если слишком сильно вдавливать струну в лад — она начинает высить, натягиваясь больше, чем нужно, и не попадать в ноту), убедитесь, что ваши бенды дотягиваются до нужных нот. Не забывайте о том, что внезапно обрывающиеся ноты (случайно, пока вы пальцы переставляете) очень портят всю картину. Заметьте — большинство этих моментов, скорее всего, не найти в скачанной вами табулатуре.
Теперь посмотрите уже существующие каверы на ту же самую песню. На всех этих девочек в коротких шортах, бразильских товарищей в майках-алкашках и так далее. Когда оторвете глаза от шорт — посмотрите на руки, на технику. Все те моменты, которые я описал выше — иногда их просто нет. Это пример того, как не надо делать. И если вы хотите сделать хороший кавер — то вы должны понять, что отличает действительно хорошо сыгранную партию от стиля исполнения таких ребят.
А теперь представьте — вы действительно умеете извлекать те звуки, которые вам хочется и так, как вам хочется. Тренировки дали вам возможность без особого труда выучить всю песню целиком минут, скажем, за двадцать. Подумайте — стоит ли вслепую копировать стиль исполнения? Речь не идет об изменении партии — она должна быть отыграна как можно четче. Но вдруг душа просит какую-нибудь мелочь, скажем, добавить медиаторный или тепинговый флажолет, слайд, хитрый переход… Почему бы и не попробовать добавить? Однако, не забывайте, что в этих вопросах есть два момента: во-первых, нужно точно представлять, что и как вы хотите сыграть, а во-вторых — всё хорошо в меру. Не нужно загаживать всё визгами и пробежками, это очень утомляет. И «наугад» впиливать какую-нибудь непонятную ерунду тоже не нужно. Пожалуйста.
Вот. Надеюсь, что этот поток мыслей направит кого-нибудь в правильную сторону. А вообще, серьезно — играйте каверы. Это прикольно.