Нам не нужны гитарные герои
В последние годы в весьма крупных и авторитетных ресурсах можно встретить статьи об угасании гитаризма, в которых авторы сетуют на ушедшую гитарную моду и обанкротившийся гибсон. Заявляют, что миру нужен новый Хендрикс или Пейдж — икона, на которую молодежь будет равняться и снова бежать в магазин затаривать шестиструнные движухи. Да, в этом есть логика — гитарная музыка уже давно стала более нишевой, и редкий школьник долетит до середины музторга. Мода угасает, приходит новая, всё такое, можно на эту тему лить воду вёдрами… Но есть одно «но» — нет никакого смысла в поисках превосходства «гитарной» музыки над любой другой.
Пока The Washington Post хоронит электрогитары, Pablo Hernandez плачет по Гибсону, а Glenn Fricker орет матом о том, что раньше было лучше и фанаты заслуживают большего, жизнь продолжается. Появляется новая музыка, новые технологии, жанры смешиваются в произвольном порядке. Но и любители уже изобретенного олдскула тоже не расслабляются — заново завоевывают мир, не давая миру забыть про треш-метал, диско или глэм. Конечно, есть всякие примеры — плохие, хорошие, да и просто непонятные иногда. Мы слушаем музыку, играем музыку, втыкаем музыку в музыку и кругозор наш выходит далеко за пределы гитарного «трунь», даже если играем мы исключительно его.
Нам не нужен новый SRV. Нам нужны респекты.
Зачем же нам ждать новых Хендриксов? К сожалению, причины могут быть исключительно корыстными. Вы же помните эти истории, когда обиженный на своих коллег музыкант тёмной ночью прокрадываются в студию, чтобы увеличить громкость своей дорожки? Чтобы после релиза все слышали, кто тут главный, чья партия огонь и кто «красавчик ваще». В недавней «Богемской Рапсодии» есть эпизод, в котором группа выясняет, какая песня достойна пойти на радио — и каждый топит за ту, которая принадлежит ему лично. Понимаете, о чём я? В тот момент, когда в музыканте просыпается желание показать себя, свою гитару, свою партию или свою рожу на обложке — ему уже нет дела до, собственно, музыки. И падение популярности электрогитары больно бьет по самолюбию гитаристов — когда чувак за пультом с «вертушками» собирает всех гипотетических поклонниц, в том числе и твоих — разумеется, это обидно. Ты же потратил 10000 часов на тренировки, постиг сюхари, дзен, десять лет репетировал «с этими идиотами» — и всё впустую.
Если при этом вы не являетесь владельцем студии, блога или популярного ютуб канала, то это обычное самоутверждение. Просто обидно, что PRS на вашем диване, но все остальные «бонусы» ушли на диван конкурента по музыкальному хобби. Как же так?
Если же вы являетесь владельцем вышеописанных штук, то падение моды на гитары отражается на вашем заработке. Если эта мода уйдет окончательно, то можно завязывать с гитарной тематикой и начинать делать блог про Доту 2 или снимать версусы в Урюпинске.
Ни то, ни другое, никак не связано с музыкой, вдохновением, искусством и прочими страшными словами.
Гитарные шоу — это скучно
Обожаю ZZ Top. Нет, правда — они одни из моих любимых коллективов. Я сто раз об этом говорил и буду говорить при любом удобном случае. Но в чём их эффектность? Ну, они отрастили бороды. И еще отказались их сбривать. Поворачивали гитары вокруг своей оси и обивали их мехом. Приглашали полуголых девчонок, чтобы те подносили зажигалку к их сигаретам на сцене. А еще у них пиджаки с узорами.
Да, Гиббонс с товарищами — действительно отличный коллектив. Все эти фишки с бычками в гитаре — это часть их образа, который верен им уже очень много лет. Но насколько же глупо я буду выглядеть сегодня, если выйду на сцену и начну применять такие «спецэффекты» в качестве оригинального образа? Боюсь даже представить.
В то время, как человечество запускает в космос 3D-принтеры, производит плазменную артиллерию и устраивает молекулярные гонки, всё еще остались люди, которые считают, что толстый мужик в обтягивающих кожаных штанах, разбивающий об пол крашеный кусок дерева со струнами — это лучшее шоу в мире. Но таких людей остаётся всё меньше — и это правильно. Люди хотят шоу, и ограничивать его акцентом на одной лишь электрогитаре больше не прокатывает.
Неважно, что мы слышим — там ведь нет гитары
Услышал я как-то песню, которая конкретно засела в моей голове. Когда меня чуть-чуть отпустило, я решил поделиться ей с друзьями. И вот прикол — если я скидываю это гитаристу, то он, как правило, начинает ждать там гитарную партию. Если гитарная партия в композиции есть, гитарист начинает ее оценивать. В удобном ему смысле — кто-то анализирует партию, кто-то эффекты, другие размышляют над её местом в миксе и так далее. Если гитарной партии нет — начинают думать, куда бы именно она подошла. Далеко не каждый может слушать всю песню целиком, забив на то, есть ли там инструменты, которые висят на стене в его комнате.
Постоянная привязка к конкретному инструменту очень сильно сужает кругозор. Адепты гитаризма просто пройдут мимо потенциального хита, потому что он «недостаточно гитарный». А ведь это только один из некоторых факторов, и если таких «недостаточностей» наберется хотя бы пяток, то что нам тогда останется? Дальше слушать одного лишь Клэптона и стонать на весь мир, мол, fans deserves better? Ну уж нет, спасибо.
Так кому и зачем нужны «новые гитарные герои»? Вы скучаете по Led Zeppelin, но устали их слушать? Включите Greta Van Fleet и успокойтесь. Ждете новую металлику? Врубите 4ARM. Переживаете, что на вершине шоубиза сидит сферический Элджей в вакууме, а «талантливые парни похожие на Black Sabbath пропадают зря»? Возьмите тележку и сгоняйте в супермаркет на другом конце города, там сейчас горох по акции.
Нам нужны талантливые музыканты, которые будут писать отличные тексты и играть отличные композиции. На гитарах, джембе или терменвоксах — какая разница? Те, кто ждут именно гитарного триумфа — просто «не идут к горе» в ожидании того, что гора придёт к ним. Но при этом мы больше похожи на неуловимого Джо, чем на Магомеда — ведь этой «горе», честно говоря, просто пофигу — в отличие от нас, она не разделяет музыкантов по инструментам.