Интервью с Троем Сандерсом, басистом Mastodon
«я все еще делаю то, что люблю, и люблю то, что делаю»
8 сентября 1989, в день, когда Трою Сандерсу исполнилось 16 лет, он получил водительские права, просмотрел в местной газете объявления о поиске музыкантов и поехал на свою первую репетицию. «к счастью, я никогда об этом не жалел». Сандерс всегда знал, чего хочет, и набирался опыта в группах Four Hour Fogger, Knuckle и Social Infestation до того, как судьба свела его с гитаристом-вокалистом Брентом Хайндсом, гитаристом Биллом Келлихером и барабанщиком Брэнном Дэйлором в 2000м году. В юношеские годы на Троя оказали огромное влияние его братья Кайл (басист Hellyeah), и Даррен (техник Троя). Страсть Сандерса к музыке никогда не угасала: «я все еще делаю то, что люблю, и люблю то, что делаю».
Mastodon существуют уже 15 лет, и мастерство Сандерса сияет, как никогда, на выпущенном в 2014м году шестом полноформатнике группы, «Once More ’Round the Sun». После зловещего вступления, сыгранного Келлихером на 12тиструнной акустической гитаре, рев баса Сандерса взрывает открывающий альбом «Tread Lightly», и продолжает гнуть свою линию на таких трэках, как «Once More ’Round the Sun» и «High Road», где группа сочетает психоделичные гитарные партии с жаркими полиритмическими грувами, создавая ту магию, которая и ассоциируется с Mastodon. Можно продолжать считать Mastodon метал-бандой, но на новом альбоме в равных пропорциях сочетаются классический рок, психоделика, стоунер, дум, трэш и прог. Сандерс и компания больше интересуются ростом и развитием, чем навешиванием ярлыков и попытками уместиться в жанровые рамки.
Продюсером записанного зимой 2013го года альбома является Ник Раскулинец (Rush, Alice In Chains, Deftones), и результат его работы с группой завораживает. Как и на многие другие альбомы Mastodon, «Once More ’Round the Sun» (англ. «еще раз вокруг Солнца») имеют общую тему. «Название связано с цикличностью», объясняет Сандерс. «Написание материала, запись, туры – это крутейший опыт, который я имею счастье переживать снова и снова со своими тремя друзьями.»
Какой вклад внес Раскулинец в запись альбома?
Он рок’н’ролльный чувак. Он был продюсером пары последних альбомов Alice In Chains, пары записей Deftones, работал с Ghost и Rush. Он живет и дышит рок’н’роллом. Какждый день записи мы не начинали работать, пока Ник не прокручивал пару пластинок чтобы задать настроение. Он ставил «Alive» Kiss, или Van Halen или Cheap Trick и мы просто болтали и отрывались перед тем, как начать работать над записью
Он участвовал в процессе написания материала и создания аранжировок?
Еще до начала записи у нас все было раскидано по полкам, но Нику принадлежат некоторые идеи аранжировок. Мы всегда относимся к продюсеру как к четвертому участнику группы и рассматриваем все идеи. Любые мысли и идеи идут на пользу песне и, если относиться так к каждому трэку, то можно записать очень сильный альбом. Думаю, Ник проделал замечательную работу, мне очень нравится этот парень.
На каком этапе записи альбома ты прописывал партии баса?
Мы записывали бас после гитар. Для меня удобнее записывать свои партии после записи гитар, так как в партиях Брента и Билла много нюансов, и басовые партии легче подбирать, когда их гитары уже записаны. В случае с нашей группой запись баса после ударных и гитар – идеальный вариант.
Как ты записывал свои партии?
Мы делали три дорожки: DI, чистый звук с усилителя и звук с разогнанного усилителя, чтобы дать Нику выбор в процессе сведения. Я не помню, какой именно из DI он использовал, но мы использовали три моих усилителя: Orange, Mesa Boogie и TC Electronic Blacksmith, который мне очень нравится.
Ты использовал на этой записи свой новый Fender Jaguar?
На этом альбоме я использовал кучу басов. Я всегда относился к своим инструментам и педалям как к игрушкам: они часть моего любимого хобби. Я действительно много играл на ягуаре, но еще часто брал свой Warwick Streamer. На одной-двух песнях я записывал партии на старом Rickenbacker 1973го года. Еще я приобрел 12тиструн у Тома Петерсона из Cheap Trick. Наконец-то у меня есть один из них, так что я могу вычеркнуть еще один пункт из вишлиста. Я сыграл на нем в песне ,которая не вошла на этот альбом, но будет на следующем. У нас осталась куча песен. Еще я использовал старый безладовый Gibson Ripper Ника. Все это для меня как игрушки, и мне нравится иметь выбор.
В каких строях записаны песни на альбоме?
Мы использовали три строя: первый – это все струны, опущенные вниз на тон [DGCF]. Мы называем его нашим стандартным строем. Из этого строя мы опускаем басовую струну до C, иногда – до A. Это строи для тяжелых риффов.
Каков твой подход к песням с точки зрения создания басовых партий и использования эффектов?
Я осознаю, каково мое место в Mastodon. Я играю плечом к плечу с двумя магами гитары и мне повезло играть с в группе с потрясным драммером. Так что вокруг меня постоянно происходит много всего. В целом, с Mastodon лучше всего работает подход «чем проще – тем лучше». Но в медленных, атмосферных фрагментах, я спускаю бас с поводка и стараюсь добавить объема тому, что уже сделано. Но делать это надо аккуратно и со вкусом. В основном я играю с перегрузом, потому что у нас много тяжелых фрагментов, но я иногда использую хорус, флэнжер и wah. Мне это нравится, но я делаю это только лишь чтобы сделать трэки интереснее.
Это хорошо иллюстрирует трэк «Halloween»
Да, если в этом есть смысл – я это использую. Я не пытаюсь этим выпендриться или переиграть соратников по группе. Я басист, и должен создавать фундамент и раскачивать трэк.
Ты сочиняешь партии баса перед вокальными, или они влияют друг на друга?
В первую очередь мы концентрируемся на музыке, и часто это приводит к проблемам, когда мы понимаем, что вокальная партия начинает жить своей жизнью, поперек структуры или основной мелодии трэка. Когда альбом записан и мы начинаем прогонять песни перед туром, начинается рутинная практика и заучивание. Похоже на попытки гладить себе живот одной рукой и похлопывать себя по макушке одновременно. Приходиться зубрить трэки до полусмерти, потому что в студии мы записываем вокал отдельно от инструментов, и мы делаем это по частям, что тоже потом создает проблемы. Но это круто, потому что делает наш саунд многомерным. Это серьезный вызов, и я принимаю его с гордостью. Мы с Брентом и Брэнном называем это «командным вокальным рестлингом».
Ты помнишь первую песню, которую научился петь и играть одновременно?
Это была «Lick It Up» Kiss, и я был очень горд, когда смог это сделать. Мне было тогда лет 10-12. Надо было всего-то играть восьмыми «ля», и петь “Lick it up, Lick it up, whoa, oh, oh . . . .”. Достаточно просто, но для меня это было серьезным делом, и я чувствовал себя победителем, когда играл ее один в своей комнате с леворуким басом моего брата Кайла.
Ты можешь сказать, что Кайл оказал на тебя большое влияние?
Кайл старше меня на 4 года, и в старших классах он собрал группу, с которой играл каверы на Cheap Trick, Van Halen, Heart и еще кучу рок’н’ролльных песен. Я ходил на их репетиции в дом Джона Конноли, который теперь играет в Sevendust. Я помню, как они они отпускали волосы и как они играли, и думал, что это круче всего в мире. Я знал, что это то, чем хочу заниматься. Я шел по стопам Кайла следующие годы и занимался всем, чем занимался он. Я достал бас и выучил все его любимые песни групп типа Judas Priest, Iron Maiden и Kiss. Мой младший брат, Даррен, увлек меня панком типа Bad Religion и the Clash, так что, в плане музыкальных влияний, я получил лучшее из обоих миров.
Я читал, что Thin Lizzy оказали на вас большое влияние.
Фил Лайнотт был замечательным басистом и замечательным вокалистом, и ушел очень рано. О многих вещах в жизни я узнал слишком поздно: Брент открыл для меня Thin Lizzy, когда мы познакомились. Безусловно, Thin Lizzy были одним из тех моментов, который объединил нас, когда мы встретились и решили создать Mastodon.
Недавно ты участвовал в супергруппе Killer Be Killed. Насколько этот опыт отличен от участия в Mastodon?
Этот проект был создан просто чтобы повеселиться с друзьями – создавать музыку так, как мы делали это в наших самых первых группах. Идея была проста: найти пару друзей, с кем тебе приятно проводить время, пойти в студию и не иметь груза ответственности, необходимости превзойти предыдущие альбомы ожидания фанатов. Мы собрались, просто потому что хотели написать пару риффов, которые будет весело играть, и сделали это за 21 день. Это было чертовски просто, и мы ничего не усложняли. Это было сродни терапии для всех нас, особенно для меня перед возвращением к Mastodon с его продуманностью и многослойностью музыки, которую надо выучивать перед исполнением.
Чувствуешь ли ты, что изменился как музыкант, и чем ты вдохновляешься сегодня?
Редко бывает, что в группе играют одни и те же люди так долго, как мы. Mastodon существует уже 15 лет. Иногда бывает тяжело поддерживать отношения за пределами группы, особенно это касается лучших друзей, девушек, жен. Мы всегда считали, что в группе должна быть строгая рабочая этика во избежание связанных с этим проблем. Мы очень хотели стать группой, постоянно находящейся в туре, несущей свою музыку людям, а не просто сидеть дома и ждать чуда. И это отношение до сих пор не изменилось. Мы все еще раду обществу друг друга, нам нравится путешествовать по миру вместе, и мы вдохновляемся разными вещами, от еды до горных гряд, которые еще не видели. Мы идем посмотреть на океан в Греции, а на следующий день пишем песню вместе. Мы до сих пор чувствуем себя так, будто взбираемся на гору, а пик все еще впереди.
Эквип Троя Сандерса:
Басы: Fender Troy Sanders Jaguar, Warwick Streamer Stage II, Zon Sonus Custom 4
Усиление: TC Electronic Blacksmith, Orange AD200B MK 3, Mesa/Boogie Big Block 750, Ampeg SVT-VR
Кабинеты: TC Electronic RS410, Orange SmartPower SP410, Mesa/Boogie RoadReady 8×10
Струны: Dunlop Nickel Wound (.045–.105)
Эффекты: TC Electronic Corona Chorus, Wren and Cuff Tall Font Russian Distortion, Dunlop 105Q Cry Baby Bass Wah, TC Electronic PolyTune Classic tuner.
Оригинал интервью (для BassPlayer) можно найти здесь.