На злобу дня — гитары «Урал» в амплуа хороших инструментов (статья и видео)
Надоели эти шутки про «Урал», поэтому самое время показать, каким может быть легендарный советский инструмент. =)
Так уж вышло, что «Уралы» традиционно считаются неиграбельными монструозными брёвнами, которыми можно, например, топить баню, или валить лес. Причин тому — несколько.
- Знакомство с этими инструментами зачастую происходит потому, что «Урал» обнаруживается в кладовке или подвале местного дома культуры, в далеко не лучшем состоянии, и привести его в нормальный вид не получается, в силу плохих познаний/умений, или отсутствия запчастей.
- Поколение постарше, возможно, играло в молодости на этих инструментах, и не хочет возвращаться к ним, имея в арсенале отличные гитары от именитых брендов. А некоторые даже заказывают копии «Урала» или ему подобных у именитых мастеров.
- «Урал» превратился в имя нарицательное в интернете, и это тоже сыграло свою роль. Большая часть контента про эту гитару выставляет её в плохом свете, да и вообще — это, как правило, приколы.
- Фанатики с какого-нибудь советгитарса доказывают пригодность «Урала» для музыки, и это отпугивает еще больше, нежели пункт 3. =)
Если грузовик Урал столкнется с мотоциклом Урал на максимальной скорости, то они вместе сольются в гитару Урал такой же массы, как и грузовик с мотоциклом. Это и есть обычный способ производства гитар Урал.
Собственно, мы не стремимся доказать обратное, но есть в запасе пара интересных примеров, которые будут кому-нибудь интересны.
Наверное, самым известным примером в РФ и СНГ является «Урал» Сергея Маврина, но он претерпел столько модификаций и изменений, что считать его каноничным ну никак нельзя. Однако видео разместить всё-таки стоит.
Этот инструмент был основательно переделан, начиная от электроники, и заканчивая накладкой грифа. Ни о какой реставрации речи быть не может — он совершенно далёк от оригинальных спецификаций. Поэтому стереотип немного трансформировался, и превратился в «если влить кучу денег в гитару и всё переделать — то и «Урал» зазвучит, но стоит ли оно того?», ну и к Маврину прочно приклеилась ассоциация с этим инструментом.
Арматура изначально была изобретена для того, чтобы служить струнами гитаре «Урал», но потом Сергей Маврин предложил использовать её для строительных нужд.
Куда интереснее было увидеть «Урал» в оригинальных спецификациях где-нибудь на иностранном ресурсе. Если Вы зайдёте на eBay, то без труда сможете отыскать там кучу «Soviet Vintage Guitar» по цене, за которую в России его вряд ли кто-нибудь купит. Все эти шутки и стереотипы не коснулись зарубежья, и для них это обычные гитары. Когда-то мы с друзьями очень удивились, обнаружив на YouTube канал человека, который обозревал огромное количество винтажных инструментов, и среди них также попадались и «Made in USSR». (Канал можно посмотреть по этой ссылке, ну или через видео ниже. У него там много интересного)
С тех пор, собственно, у меня и появилась привычка искать в любой «плохой» гитаре точные её минусы и дефекты. В дальнейшем, когда я начал интересоваться лепстилами и сигарбоксами, я увидел, что гитару можно сделать из чего угодно — из ножки стола, из костыля, из лопаты или из доски, гвоздей и бутылки водки. А значит и «Уралы» могут быть не такими уж неиграбельными. =)
У «Урала» много спорных моментов, и не хочется их все перечислять. К ним можно придраться без труда, на любую тему — начиная от того, что корпус — брус, обшитый фанерой, и заканчивая тем, что к 2014 году у них у всех, как минимум, проблемы с ладами. Однако лады — это расходный материал, а фанера также использовалась в каких-нибудь Barclay или Danelectro (причем в «Урале» дерева-то побольше будет =) ). Тремоло система также оставляет желать лучшего, однако это ведь вариация бриджа Jazzmaster. =)
И главное — у советских гитар нет той истории, которая есть, например, у Fender. На них никогда не играли Пейдж и Блэкмор, их не разбивал об сцену Кобейн (да он бы и не смог, наверное), не сжигал Хендрикс… А брус из его корпуса никогда не висел у Брайана Мея над камином. Это здорово бьет по репутации «Урала» — кому нужны винтажные инструменты без истории?
Подытоживая всё это — «Уралы» не нужны никому как серьезные инструменты. Для современных целей они не годятся, а ниша винтажа занята другими. Разве что они могут вызвать приступ ностальгии у какого-нибудь русского, который будет вспоминать молодость, первую группу, первый самовар с водкой и злобного завхоза Петровича из дома Культуры имени В.И.Ленина. Или просто попадут волей случая к иностранному музыканту. Но всё это не отменяет того, что и на «Урале» можно играть. Не повредив при этом пальцы, и даже получив в итоге музыку. Как ни странно, не все люди в это верят.
P.S. Вот вам еще крутой ролик с «Уралом», именно потому, что я о нём вспомнил — я и написал всё это. =)