Интервью с Александром «Zyggie» Корпусовым
Мое первое интервью! Специально для Inhalath.com =)
С момента выхода альбома Undo.Exit прошло более года. Тем не менее, его «официальный» выход заставил меня купить его, и опять залипнуть напрочь за его прослушивание. И настолько меня это все зацепило, что я решил взять интервью у создателей этой крутой музыки. А если быть точным — у создателя. Александр Корпусов, также известный как Zyggie — музыкант, практически полностью ответственный за то безобразие (в хорошем смысле, конечно), которое творится на пластинке. Огромное спасибо ему за то, что уделил нам время, и ответил на все интересующие меня вопросы.
Кстати, долгое время я не мог понять, Cybertoyz — сольный проект, или полноценная команда… Но давайте обо всем по порядку. И начнем, конечно же, непосредственно с обсуждения альбома, а там уже видно будет. Итак, поехали.
Добрый день. Не начало меня еще отпускать с альбома… Но интервью все равно хочу. =)
Привет, не переживай — когда-нибудь точно отпустит 😀
Undo.Exit вышел 1 февраля 2014, а релиз под лейблом состоялся более, чем через год — 3 апреля 2015. Как изменилось твое отношение к нему за это время? Насколько важным стал для Cybertoyz этот «официальный релиз»?
Отношение изменилось, причём очень сильно. За год произошло некоторое осмысление этого материала, и, разумеется, уже возникают мысли, что «вот в этом треке надо было бы сыграть вот так-то, а в этом — клавишная партия совсем уж банальная, а в этом — ну как можно было вообще оставить это соло, что за позорные ноты» и тд, и тп. В общем, достаточно распространённая ситуация. Тем не менее в целом я доволен полученным результатом, мне до сих пор нравится общее звучание альбома, его настроение, атмосфера.
По поводу важности «официального» релиза — да, важен, даже в таком «пролетарском» формате, как digital download. Дело в том, что в течение этого года была проделана совершенно титаническая работа по поиску рекорд-лейбла, и, к сожалению, с практически нулевым результатом (это при том, что сначала я был на все 200% уверен, что с изданием проблем не будет). Конечно же, некоторые издатели проявляли интерес, но либо тянули с ответом, либо предлагали продать отдельные треки для рекламы/кино/ТВ, либо предлагали полностью оплатить тираж CD (кстати, речь идёт о зарубежных компаниях — в России ни один лейбл этой музыкой не заинтересовался). В какой-то момент я понял, что этому альбому грозит такая же судьба, какая постигла «Chaos Theory», поэтому согласился на предложение от Power Prog издать «Undo. Exit» в цифровом формате.
Гитарные партии с релиза 2015 года местами отличаются от того, что было в оригинальных записях. Absolutely Identifiable, например. Эти изменения были сделаны с какой-то определенной целью?
Да, некоторые партии мне пришлось переписывать. Цель одна — чтобы звучало музыкально, или, как говорит один знакомый продюсер, чтобы «работало». Всё же одно дело, когда ты выкладываешь в интернет домашнее демо новой вещи, и совершенно другое — когда эта вещь планируется для альбома. В альбоме всё должно быть идеально, тем более в гитарном альбоме. «Демо» же многое оправдывает — кривой микс, грязно сыгранные партии (хотя про себя могу сказать, что, прежде, чем «засветить» в интернете какое-то новое демо, тем не менее очень тщательно проверяю ВСЕ треки).
В случае с Absolutely Identifiable я переписал одну из ипровизаций по одной простой причине — старая версия мне показалась слишком «схематичной», без воздуха. Пришлось переделать. То же самое касается Battery Operated pt 2 — исходная версия финального соло была просто набором упражнений, немузыкально и неинтересно. Пришлось переделать.
Как сильно «Chaos Theory» повлиял на «Undo.Exit»?
Мне кажется, «повлиял» — не совсем точное слово. Правильней будет сказать, что часть музыкальных идей, которые разрабатывались в «Chaos Theory», так или иначе также нашли своё продолжение в «Undo. Exit». Меня даже уже обвиняли в самоплагиате (Feeling Low — Battery Operated pt 1), и, думаю, что определённые основания для этого были. Всё же, смею надеяться, в «Undo. Exit» эти идеи представлены на более высоком уровне — как в композиционном, так и в исполнительском плане. Это уже не говоря об аранжировках — во втором альбоме я извращался просто по полной, автоматизация была прописана на уровне партитур Р. Вагнера 🙂
Вообще, спустя почти десять лет, «Chaos Theory» мне представляется, по большому счёту, какой-то совершенно дикой музыкальной авантюрой. Минимальный опыт в сочинении, никакого знания правил аранжировки, никакого опыта в сведении, мониторинг — так просто запредельно бытового уровня. Однако тогда меня это не парило ни в малейшей степени. Вот просто «пёрло» — и всё. Уже записывая музыку к следующему альбому, я старался «просчитать» абсолютно каждую деталь, включая доступность самого музыкального материала, реакцию слушателей. Эта музыка менее авантюрная, более расчётливая, более понятная.
Давай поговорим про оборудование. Почему семиструнный Framus, а не еще один Ibanez?
На самом деле в году 2008 я как-то уже подумывал о том, что было бы неплохо обзавестись семиструнным инструментом. И, если бы в том же году не поступило предложение от Framus об эндорсменте, думаю, это был бы Ibanez. Не потому, что это был топовый бренд (в общем-то, на тот момент уже таковым не был), просто я привык к ибанезовскому звучанию, мне всегда нравилась этакая «кусачесть», присущая этим инструментам.
Но получилось так, как получилось — я выбрал Framus, и, сказать по правде, ни разу не пожалел. Мне прислали Framus Diablo 7 Custom Shop (ждать пришлось где-то год), этой гитарой пользуюсь до сих пор — жирный звук с отличной атакой, очень удобная в руках. Просто адски благодарен магазину Slami и лично Сергею Куриленко за содействие и помощь в выборе инструмента.
А еще больше струн не хочется? Восьмиструнные гитары — штука довольно популярная сегодня.
Нет, не хочется. Причин несколько. Во-первых, восьмая струна — это уже где-то рядом с бас-гитарой. Мне нравится звучание низких строёв, в своё время альбом Закка «Stronger Than Death» меня буквально размазал по стенке именно благодаря этому низкому звучанию. Но всё же у Cybertoyz музыка чуть другая, с более насыщенной фактурой, и функционально менять местами гитару и бас мне представляется не совсем правильным. Во-вторых, вопрос удобства. На восьмиструнной гитаре такой важный приём как пальцевое вибрато играть очень сложно (оно и на семиструнной тоже надо привыкнуть), нужно либо менять постановку левой руки (честно скажу — мне лень, наличие дополнительной восьмой струны того не стоит), либо не пользоваться этим приёмом вообще, а это грозит потерей выразительности в игре. Короче говоря, с восемью струнами нужно уметь управляться, либо учиться этому. У меня на это нет времени, а, учитывая первый пункт, — и надобности тоже.
На каком оборудовании был записан Undo.Exit, и какой стафф ты используешь дома?
При записи «Undo. Exit» много чего использовалось.
Гитары — уже упомянутый мной Framus Diablo (на нём записано 90% риффов, некоторые сольные партии), Ibanez JS1000, Ibanez Radius 540R, Gibson Explorer 1992 года (основной рифф в The Dead Drive Fast), совершенно потрясающий страт, изготовленный мастером Валерием Ващенко (соло в Heavenly), акустика Takamine.
Гитарное усиление — Mesa Boogie Dual Rectifier, Marshall JCM2000 DSL 100.
Педали — преамп SS-20 (универсальный прибор, лишний раз в этом убедился), E-Drive от AMT, Dunlop Cry Baby Classic, в качестве «грелки» использовались Boss Super OverDrive SD-1 и RC Booster от Xotic. Часть сольных партий была записана на POD xt Pro. Ну, и Whammy 4, как же без него.
Для домашних записей использую тот же POD, в связке с SS-20 получается довольно гибкий звук.
Кажется, KillSwitch, Whammy, рычаг тремоло и тепинг — обязательные атрибуты твоей игры, звучит очень круто. Как ты пришел именно к такому стилю игры?
Сейчас уже трудно сказать, почему оно сложилось именно так. Всё начинается с банального заимствования чужих «фишек», потом — их осмысления. Затем ты начинаешь их использовать применительно к своим идеям, соответственно, эти заимствованные приёмы уже звучат по-другому, не так, как в оригинале. А потом вдруг наступает момент, когда начинаешь понимать, что ты их уже довольно длительное время используешь совершенно не задумываясь, почти бессознательно. Всё, эти «фишки» уже твои.
Тем же теппингом я серьёзно заинтересовался, когда при очередном прослушивании альбома Скотта Хендерсона «Dog Party» вдруг обратил внимание на гитарную перекличку в заключительном треке Too Many Gittars. Играет куча именитых музыкантов, всё классно, всё «вкусно». И тут в самом конце какой-то мне неизвестный чувак по имени T.J. Helmerich вонзает совершенно космическое соло, не блюзовое ни разу, но которое тем не менее хорошо и уместно там слушается. Мне тогда ещё подумалось, что возможности теппинга я, судя по всему, как-то недооценил. После этого я плотно «подсел» на этот приём, начал использовать скачкИ через струну (разумеется, это довольно избитая штука, но для меня всё это было чем-то новым), акценты и бенды пальцами правой руки в длинных фразах, что позволило ритмически разнообразить эти самые фразы.
На использование эффекта Whammy меня вдохновила игра Стиви Саласа (кстати, согласен с теми, кто считает, что это действительно недооценённый гитарист). Он этой штуковиной (в паре с AutoWah) пользуется гораздо более изобретательно, чем тот же Сатриани. KillSwitch — это уже дань уважения Бакетхеду. Понятное дело, что нажимать на эту кнопку с такой сумасшедшей скоростью я не смогу, поэтому бОльшей частью использую этот эффект вместе с Cry Baby — эти звуки отлично ложатся в электронную музыку.
Насколько сложно быть музыкантом в России? Каким тебе видится состояние отечественной сцены на данный момент?
Я не знаю, насколько сложно быть музыкантом в России. А немузыкантом? А вот насколько сложно быть валторнистом, скажем, в Буркина Фасо? 🙂 Кстати, в Америке, по рассказам знающих людей, музыкантом быть тоже нелегко — конкуренция и всё такое. К чему это я говорю — в каждой профессии есть и плюсы, и минусы. В каждой стране можно найти повод чувствовать себя легко и свободно или наоборот, — по какой-то причине постоянно испытывать неудобства и чувствовать себя униженным. Надо просто постоянно работать над собой, совершенствовать свой скилл, стараться быть объективным по отношению к себе, к своей музыке и тд. Эти простые вещи актуальны в любой стране и для любой профессии.
Меня радует, что за последние лет десять профессиональный уровень российских гитаристов очень сильно вырос. Это радует и заставляет держать себя в форме. Что касается состояния отечественной сцены в целом — я не слежу прямо вот так внимательно. Есть отдельные исполнители, чью музыку я с интересом слушаю (хотя их немного — Сергей Головин, Grizzly Knows No Remorse, ну может ещё несколько), но основной поток отечественной музыки проходит как-то мимо.
Твое отношение к гитарным ресурсам в интернете (сайты, блоги, форумы), и к медиапорталам (YouTube, SoundCloud)?
Это всё очень полезные источники информации, которые позволяют заявить о себе. В конце концов «Chaos Theory» нашёл своих слушателей именно благодаря гитарным сайтам, форумам, сработало так называемое «сарафанное радио». Хотя, конечно, есть и обратная сторона — появилось много музыкального (и не только музыкального) мусора, приходится всё это фильтровать. Но, повторюсь, теперь «показать себя» стало гораздо легче.
Чего ждать от Cybertoyz в будущем? Каким ты видишь следующий альбом группы?
После почти 1,5-летнего перерыва начал писать новый материал, так что новый альбом, скорей всего, всё-таки появится. Хотелось бы чуть изменить направление, но это уже как фишка попрёт. Есть много идей, задумок, но пока их озвучивать не хотелось бы — пусть хоть какая-нибудь интрига будет 🙂 По срокам, как всегда, — не знаю. Допускаю, что в этом году.
P.S. И все-таки, Сайбертойз это твой проект, в духе «Зигги и какие-то чуваки», или лучше все-таки позиционировать вас как полноценный сформировавшийся состав?
Короче говоря, если отбросить все условности, то Сайбертойз это проект чувака под ником Зигги — и всё. первый альбом записан вообще в одиночку. второй альбом — уже с привлечением сессионных музыкантов. но, как ни крути, это сольная работа одного исполнителя.
да, в самом начале я пытался это представить как некую группу, напустить таинственности (идиотские ники у «басиста» и «барабанщика», отсутствие на старом сайте фоток музыкантов). в результате получилась какая-то путаница). потом даже хотел отказаться от названия Cybertoyz и ника, остаться под своим реальным именем, но друзья и знакомые отговорили, типа уже хоть какой-то, но бренд).
В общем, Cybertoyz — это сольный проект гитариста с ником Zyggie (без «чуваков»).