Как я попал в мюзикл и чем он отличается от группы

Опубликовано Them в

Осенью прошлого года меня позвали в стены музыкального колледжа помочь одним ребятам — им нужен был басист в мюзикл. Ну, а почему бы и нет? Правда, в какой-то момент это всё превратилось из зачёта по актёрскому делу в тусовку в концертном зале в центре города, с назначенной премьерой (читай — дедлайном) и грандиозными планами нашего руководителя. Сам не понял, как именно это перетекло, но если честно — это не особо важно. И хотя я в прошлом году в телевизоре говорил, что в группах особо не играю, в этот раз получилось такое забавное исключение, так что если эпидемия коронавируса не обломает нам все планы, то может что-то из этого и получится. А пока я вот решил в общих чертах рассказать, чем вообще игра в мюзикле отличается от игры в группе.

Как так вышло?

Я уж не знаю, почему в ПМК такой дефицит басистов. Может, все мечтают стать фронтменами, или еще какими-нибудь суперзвёздами, но это не особо важно. Факт есть факт — мне как-то позвонил один товарищ, и сказал — есть мюзикл, нет басиста. Приходи, поиграешь «картохи», мы сдадим зачёт, а там уже как получится, руководитель — не просто местный препод, а очень даже респектабельный мужик из театра и телевизора, может знакомства новые появятся и желание играть побольше. А я такой взял, да и согласился, хороший повод перейти на бас по-человечески и получить полезный опыт.

Пары репетиций хватило, чтобы понять, что я в состоянии приезжать куда надо и играть то, что надо, обе стороны это устроило и я остался. Отрабатываем материал, ребята отыгрывают сцены (мне роли не досталось пока, к счастью или сожалению), склеиваем всё это в одну картину. И так далее. И это не совсем то, что происходит в группе, и вот почему:

1. Это, в первую очередь, театр

Если вы любите выйти на сцену клуба, прыгать по ней в диком угаре и изо всех сил показывать, «какой крутой рифф вы с пацанами вчера придумали» — возможно, мюзикл не совсем то, что вам подойдёт. Музыка хоть и важна, но крутится целиком вокруг сцен и актёров. Если на переднем плане группа — это должно быть обусловлено сюжетом. Если песня для одного вокалиста, который поёт про тайную любовь цветку в руках — подразумевается, что он находится в сюжете один, а не в компании патлатых металлистов. При этом сами музыканты вполне могут находиться на сцене, но по большому счёту — они просто задают фон (музыкальный и не только) и ни в коем случае не должны быть заметнее, чем основное действие. Конечно, мы все, как один, гении, Хендриксы, Вутены и прочие Мальмстины, а наши соляки это вообще самое важное, что есть на свете, но в данном случае — всем справедливо наплевать. А значит:

2. Всем пофиг на твой страймон

Звук в мюзикле делится на «okay» и «not okay». Ты работаешь с людьми, которые, возможно, вообще не держали никогда в руках музыкальный инструмент, и разница между крысой на LM308 и не на LM308 вообще никого не касается. Более того, тут, в принципе, неважна разница даже между фуззом и ревером, требование одно — звук должен быть «okay». К сожалению, больше всего от этого офигевают как раз-таки гитаристы, и периодически бывает классическая картина — барабанщик стучит, басист делает пум-пубум, вокалисты распеваются, а гитаристы спорят, какой там квадратности зерна не хватает в перегрузе в районе 5кГц. Хотя вот по этим вопросам мы, конечно, везде такие. 🙂

Критически важно попадать друг в друга, строить друг в друга, знать материал и свой инструмент. И если используешь борд — то и его тоже знать, но не крутить ручки по кайфу, а вписываться в картину/ситуацию. Количество участников не обезличивает конкретно тебя, но играть нужно не так, как ты любишь, а так, как надо. Конечно, я бы играл там Годжиру, тряся башкой, но это будет неуместно. Мюзикл — это совсем другая история и другая организация. Кстати:

3. Другая организация

С мюзиклом не выступишь на стадионе, не сгоняешь в клуб в пятницу вечером на гиг и не сыграешь на юбилее у своей бабушки. У проекта есть руководитель, организационные и административные вопросы — не твоё дело. Твоё дело — вовремя быть и правильно играть. Звук — работа звукооператора, найти которого — работа организатора. Конечно, тут идёт постоянное взаимодействие, но всё равно — это не совсем твоя задача. В мюзикле в принципе будет намного больше народа, чем в группе — актёры, основные составы, не основные составы, сценаристы, продюсеры, режиссеры, художники по костюмам, хореографы, музыканты и еще кто угодно. Да, музыканты тоже в этом списке, они не важнее остальных, как и остальные не важнее их. Просто часть общей картины, а целиком она должна быть именно такой, какой видит её режиссёр. Не ты, а режиссёр! Хотя и с ним тоже можно поладить, поэтому нужно быть готовым к импровизациям:

4. Импровизация

Появилась у нас в одной из сцен идея — озвучить нервозность героя. «Слушай, сделай нам пожалуйста один из твоих этих страшных звуков» — сказали мне ребята. Вспоминая п.2, вряд ли будут просьбы «накинуть какую-нибудь модуляцию после компрессора», поэтому надо понимать всё это и импровизировать. Хотя, иногда это больше музыкальные моменты, чем технические — чёрт меня дернул разбавить «розовой пантерой» сцену с крадущимся коллегой-гитаристом, мне же понравилось…

Таким образом, даже если вы не присутствуете на сцене как актёр, появляясь только в песнях между действиями, это совсем не означает, что вы будете молчать всё это время. Что приводит к необходимости знать и сюжет, и посыл, и атмосферу и всё остальное. Да, и не забывайте про п.1 — вклиниваясь в эпизод, вы не напоминаете о себе, а дополняете играющего на сцене актёра!

5. Осторожнее со вкусами

Этот пункт, в принципе, повторяет вышеперечисленное, но он действительно важен. Театральная постановка действительно может обыгрывать ту жизнь и ту музыку, с которой вы, как правило, не пересекаетесь. Может быть завтра к нам на выступление придёт профсоюз от завода, полный слесарей-пенсионеров, а послезавтра — куча школьников с строгой женщиной-преподавателем в очках и с пучком на голове. А у нас басист угорает по Crowbar, а барабанщик играет джаз-грайндкор (это не шутка, кстати, так и есть). И что теперь, меня должно тошнить на сцене под бластбиты? Ну уж нет.


Вообще, это действительно необычный и прикольный опыт, который я рад получить. Посмотрим, куда нас заведёт вся эта история, и не развалит ли все начинания товарищ карантин, а пока мы просто репаем дальше. Так что, если вдруг к вашему сыну на утренник приедет театр, а в нём будет мужик с розовым басом и (возможно) в футболке Inhalath — можете пожать мне руку и сказать: «спасибо, Серёга, за базу знаний, вот тебе коронавирус, передающийся через рукопожатия».