Двуличные педали: кто и зачем смешивает несколько перегрузов в один
Есть у гитаристов такая развлекуха — греть один перегруз другим. Ну, или «грязный» канал преампа. При минимальном гейне получается небольшой буст сигнала плюс «окраска» звука грелкой. И настолько это популярная тема, что некоторые выпускают сразу готовый вариант звука, либо засовывают обе педали в общий корпус. Вот об этом и пост.
Вообще, написать об этом меня побудила покупка скримера, который мне нужен отчасти для того, чтобы «греть» им крысу. Которая мне нужна отчасти для того, чтобы «греть» ей октафузз. Который мне нужен не знаю, зачем, но он просто офигенный, честное слово. И это прикольно, почему бы и нет? Так вот, на роль крысы сначала претендовал шикарнейший царь-кошак от Catalinbread. Katzenkönig, если говорить как есть.
Отличные отзывы, бренд, сам по себе известный своими шикарными перегрузами, дизайн, на котором эпичный кот в короне свергает злобного крыса в короне — все это классно. Но не менее классно другое — это не очередной клон, а смесь ProCo Rat с JMI Tone Bender MKII, довольно-таки легендарным фуззом. Чорный кот познал врага, нюхнул винтажу и пришел к успеху. Звучит действительно здорово, и кроме того — рулится очень гибко.
Хотя чаще встречается немного другая концепция — многоканальный перегруз в одной педали, позволяющий включать два эффекта вместе или по отдельности. Хорошим примером можно считать наш, отечественный, Star Eruption Fuzz от Deep Space Circuitry:
Некоторых приводит в смущение (а то и в негодование) наличие аж четырех крутилок слева, отведенных под мафф. Но это просто добавление регулировки средних частот к «классическим» tone/level/sustain. Да, один из каналов это вариация на тему Big Muff π. А второй, опять же, ProCo Rat. В народе эту штуку окрестили «Крысомаф», потому что никто с первого раза Deep Space Circuitry Star Eruption Fuzz выговорить, кажется, не смог. У меня до сих пор не получается.
Так вот, этот прибор — живая и наглядная демонстрация того, как один легендарный эффект может «покрасить» другой, и получившаяся синергия становится чем-то довольно новым и интересным. Кроме того, если у вас свой личный сдвиг на тему фуззов, кручение ручек на таком аппарате позволит вам накрутить здоровенную кучу всяких вариантов, и на какое-то время избавит вас от необходимости искать очередную жужжалку себе в борд (ага, ага). (Да-да-да, я помню, что мафф — это не фузз, а крыса — это дист).
С фуззами подобные вещи прокатывают просто на ура. Они очень просты в устройстве (посмотрите на начинку Fuzz Face, ради примера), при этом прихотливы и требовательны к сигналу, выдавая абсолютно разные результаты в разных условиях, на радость всем гитаристам. Если получится в результате что-то откровенно отбитое — это только к лучшему. Но все же смешивать мастотрон с блюбоксом никто не хочет — должна быть какая-то своя «фишка». И у таких ребят, как Earthquaker Devices, например, эта фишка проявилась еще одним хитрым образом — они выпустили двухканальный аппарат Spires, одним фуззом которого стал их же Dream Crusher, снятый с производства, а вторым — Nu-Fuzz от компании Rosac, оооочень раритетная штука, которая сейчас если где-то и всплывает, то за страшные деньги и душу в залог. То есть EQD убивают всех сразу одним зайцем — это и переиздание своего, и переиздание чужого, и возможность прикоснуться к знаменитому, да и просто интересная штуковина.
Разумеется, это далеко не все примеры. Но тем не менее, в одном корпусе подобные вещи встречаются относительно нечасто. По сравнению с бустерами, например — на рынке сегодня просто безумное количество перегрузов с дополнительной кнопкой boost, которая, в общем-то, не так уж кардинально меняет характер. Скорее наоборот, чем «прозрачнее» буст, тем лучше для всех. Такие штуки нашли свою нишу среди гитаристов, которым нужно выделение партии на определенный промежуток, скажем, на соло. Нажал кнопку — все стало громче и вылезло из микса на передний план. Нажал еще раз — вернулся с небес на землю. Удобно. Для тех же целей используют обычный скример в канал перегруза усилителя, ну или клинбуст в чистый канал. А вот когда в коробке два фузза — тут уже начинается странное шаманство. И это интересно.