Почему в Guitar Pro так плохо выглядят ноты на стане
Вопрос может быть очевиден для тех, кто играет по нотам и в гитар про одновременно, но эти два условия не всегда соблюдаются. Много лет слышу эту фразу, мол, в гитар про ноты выглядят так, что играть по ним на фортепиано — извращение. Но на самом деле там всё просто, более того — играть по нотам, написанным в гп очень даже можно. Проблема ерундовая, она просто не лежит на поверхности.
Чёт меня накрыло и начал я снова учить одну хорошую песню. Беда в том, что я адаптирую партию с левой руки фортепиано на бас, следовательно — я перекладываю ноты. А песня снята каким-то уважаемым человеком, но в Guitar Pro.
Первый раз я её учил, когда вообще в ноты не врубался, и в итоге считал ноты по линейкам и прибавлял бемоли-диезы-бекары. Сейчас я снова открыл ту же самую партитуру и почуял неладное:
Слишком большое количество диезов и бекаров вызвало флешбек в далёкое прошлое, когда я показывал знакомым пианистам партии, которые я учил (всякие там Crazy Train, конечно же), и они мне отвечали, что это какая-то срань неиграбельная. Но сейчас я сам должен выучить эти штуки, и хотя делать это удобнее по табам (как я уже говорил в недавнем посте про ноты и табы), правильно расставленные ноты хорошо помогают ориентироваться на местности.
Причина, по которой всё так фигово выглядит, довольно проста — гитаристы, пишущие табы, забивают на ноты вообще, выключая нотный стан и не обращая на него внимания. Из этого рождаются две проблемы.
Проблема №1. Знаки при ключе.
Первая — знаки при ключе. Она основная. По умолчанию в редакторе партитур стоит ключ без знаков, т.е. программа думает, что мы играем в До Мажоре или Ля Миноре. И когда мы начинаем лепить туда нули и диссонансы, они рандомно то попадают в тональность, то нет. Мы понятия не имеем, в какой тональности происходит дж-дж, а бедная программа искренне пытается уложить всё это в заданную тональность, повышая и понижая ступени на нотном стане в попытке загнать их в несчастный До Мажор. Именно поэтому появляется столько знаков.
Минутка музыкалки. Зачем вообще нужны знаки при ключе?
Этот вопрос я задавал много раз в своё время, и получал примерно одинаковый ответ: «если стоит знак диез или бемоль около линейки, то нужно играть все ноты этой линейки в соответствии с ним». Так вот, этот ответ хоть и правильный, но непонятный тем, кто только начинает врубаться. В нём перепутаны причина и следствие — на самом деле, знаки просто означают тональность.
Возьмём, к примеру, Фа Минорную гамму. Её ступени активно не попадают в белые клавиши на фортепиано: она состоит из F — G — Ab — Bb — C — Db — Eb — F. Аж четыре бемоля на семь ступеней. Если мы записываем это в стандартный ключ без знаков, то он все эти смещения будет указывать (причём он не знает, в какую сторону они смещаются в нашем понимании, и в итоге там вообще диезы):
Обратите внимание, сколько диезов напихал гитар про прямо на нотный стан. Теперь поставим знаки бемоля около ключа на линейках этих четырёх ступеней (A-B-D-E):
Как видите, знаки около нот исчезли вообще. Они всё ещё могут попадаться иногда, но уже по прямому назначению — когда композитор специально хочет их добавить по своему коварному замыслу. Например, в гармонических и мелодических минорах/мажорах одна ступень специально смещается, но это уже совсем другая история.
Вернёмся к нашим баранам
Я отвлёкся. Мы начали с того, что я скачал табулатуру, а она совсем не как раз. Рискну предположить, что её тональность — как раз-таки фа минор (с него песня начинается) и поменяю знаки при ключе:
Вроде получилось. По крайней мере, с такой партитурой уже можно подкатывать к пианистам (и пианисткам) на предмет записывания каверов и всё такое.
Проблема №2. Косяк композитора
Вторая проблема не такая существенная, и зависит уже от автора песни. Он мог просто втупую наиграть прикольных риффов, не вникая во всякие там эти ваши грамоты (как мы всегда и делаем), поэтому ноты в итоге будут выглядеть одинаково фигово. Однако в большинстве случаев они всё-таки попадут в какую-нибудь тональность, либо приблизятся к ней — так что пробовать стоит всегда.
*маленький совет — если любите чередовать нули с пробежками арпеджио, подбирайте такие тональности, чтобы нули попадали в тональность. И чтобы эта тональность была подходящей для вокалиста.
Подытоживая пост — настоятельно советую ставить тональность в ключе всегда, даже если вы скрываете нотный стан. Кстати, потом можно по этим знакам ещё подкорректировать соляки, чтобы лучше попадали. В седьмой гитар про кнопка знаков находится в самом начале (не забывайте выбрать первый такт — в теории, знаки могут меняться по ходу песни, но лучше не надо). К счастью, руками знаки проставлять не нужно — софт сам знает, что к чему, достаточно просто выбрать тональность из выпадающего списка.