Необычные и обычные приколы с эффектом тремоло
Наблюдая за отечественными товарищами, производящими педали, поймал себя на мысли, что к 2019 году знаю как минимум три очень классных варианта педалей тремоло от производителей из России и ближнего зарубежья, а также целую кучу вариантов стандартных, позволяющих играть всем известные баяны типа «Bang Bang» Нэнси Синатры или «авакалон» от Green Day. Обходя тремоло стороной до этого момента, я всё-таки сдался и затарил себе для определенных целей такую педаль. И попробую рассказать, как может пригодиться тремоло тем, кто не любит сёрф. Или вообще не любит тремоло, но внезапно стал обладателем оного.
О тремоло в двух словах. Если кто-то не в теме
Меняет амплитуду. Уложился в два слова. 🙂
Ладно, если более подробно — эффект тремоло циклично меняет громкость. Может делать это с разной скоростью, в разном диапазоне громкости (не обязательно от нуля до максимума) и опираться на разный тип волны LFO. С первыми двумя всё понятно, а насчет волны стоит пояснить.
Sentimental Bob Electronics — Tacana tremolo
На картинке выше изображена Tacana в профиль. Эта педаль поддерживает аж 16 типов волн, но нас интересуют самые стандартные:
- Sine — классическая синусоида. Плавное изменение амплитуды туда-сюда, сигнал аккуратно, без перепадов, переходит от максимума к минимуму и обратно.
- Pulse — классический «квадрат». Резкое изменение сигнала от максимального к минимальному, для любителей черно-белого 🙂
- Ramp — пила. Постепенно спадает до минимума и резко возвращается в максимум. Или наоборот, см. Ramp Up и Ramp Down
Рисунок, обозначающий конкретный тип волны показывает поведение сигнала за один цикл. То есть, если у вас выставлена скорость 1 цикл в секунду (рука не поднимается в данном контексте писать про частоту в Гц), то та же синусоида за эту секунду сделает оборот и к следующей секунде вернется в точку старта и начнет всё заново. Поэтому по фотке выше с «иконками» шестнадцати разных волн можно представить, насколько упорото это иногда может звучать. В данном случае я рассматриваю Tacana как пример исключительно из-за этой классной шпаргалки — в других педалях тремоло, как правило, типов волны поменьше, но пила, квадрат и синусоида есть практически в любой другой.
А, да, и еще одно. Так как эффект основан на модуляции (в данном случае — на амплитудной) — тремоло относится, собственно, к модуляции, как какой-нибудь фейзер, например.
Эффект нашел широкое распространение в сёрф-роке, всякой Тарантиновщине и фанке, но и остальные им тоже не брезгуют. Можно случайно спутать его с вайбом или лесли спикером. Вот тут в куплете хорошо слышно, в каком ключе его используют:
Куда ставить?
Хоть куда, конечно же. Есть смысл попробовать везде и все типы, покрутить и найти самый подходящий вариант. Есть пара правил, которые помогут:
- Тремоло в самом конце, после всяких там дилеев и реверов будет менять громкость обработанного сигнала наиболее заметно, при этом никак не повлияет на поведение этих эффектов. Ничего не захлебнется и не сольётся в кашу.
- Тремоло в самом начале будет вести себя примерно как циклично крутящаяся туда-сюда ручка громкости на гитаре, со всеми вытекающими, от изменения гейна в перегрузах до сбивания с толку дилеев, настроенных в другой темп.
- Если хотите поставить тремоло в середину цепи — представьте, что там стоит педаль громкости. На какие эффекты она повлияет, а на какие нет?
Сам я поставил этот эффект в конец цепи. Но если заведу себе ревер, особенно длинный — он сто пудов будет стоять после тремоло.
Как использовать?
Со всякими там Bang Bang всё понятно — включил да играешь. Если кто-то не понимает, очень советую посмотреть демки Strymon Flint.
Но возможности тремоло на этом не заканчиваются, особенно если это не единственный эффект в вашем борде. Назову несколько не совсем очевидных:
Фильтры + тремоло
Эффекты, позволяющие извлекать долгие и протяжные звуки, меняющие окраску со временем, хорошо встают перед тремоло. Особенно перед квадратом. При такой комбинации получится набор напиленных на равные дольки звуков, незначительно отличающихся друг от друга, но плавно перетекающих из одного состояния в другое. Проще попробовать, чем объяснить. Также можно использовать квак или эффекты с педалью экспрессии.
Шифтеры и гармонайзеры + тремоло
Развитие предыдущей идеи, но более радикальное. Если в случае с фильтрами у нас изменяется окраска звука (например, эквализация), то в случае с питч-шифтерами и гармонайзерами мы получаем фактически целую партию. Если рассматривать, к примеру, Whammy — плавное нажатие педали вкупе с включенным тремоло даст вам плавное хроматическое повышение или понижение пачки нот, разделенной паузами. А если использовать Ricochet, который позволяет это дело автоматизировать (нажал и высота плавно едет сама), то эта хроматика получится очень равномерной. С гармонайзерами то же самое.
Тремоло + перегрузы. Слабая пульсация.
Есть на свете мрачная черная педаль под названием Catalinbread Antichthon. Это фузз и тремоло в одном флаконе, позволяющий не просто навалить грязи, но и заставить эту грязь шевелиться. Но можно обойтись и другими тремоло и другими перегрузами и фуззами. Достаточно просто поставить тремоло вперёд, поближе к началу цепи, убавить скорость и глубину, а также выбрать синусоиду или треугольник как тип волны. Получится периодическое плавное затухание сигнала, снижающее не столько громкость, сколько гейн перегруза, и плавное же возвращение. Очень круто при долгих аккордах — зажал свой любимый ми минор, бахнул по струнам один раз и ждешь — тремоло подмешает эту самую редкую и слабую, но достаточно атмосферную пульсацию. Советую попробовать.
Тремоло как killswitch
Одна из фишек тремоло (3:16 guitar effects), которое сейчас стоит в моём борде — это моментари-режим (отключаемый). Проще говоря — пока нажата кнопка включения — эффект есть. Убираешь ногу — педаль выключается. Собственно, ради этого режима я её и купил. Это позволяет не только включать тремоло на небольшие промежутки времени и разбавлять длинные ноты (как, например, сделано с холдом в dirty robot), но и использовать тремоло как киллсвич. Достаточно просто выставить квадрат, нужный темп (тапкой), и дробление на короткие ноты (8 или 16, как больше нравится). Всё — готово, не нужно клацать рукой до судорог по тоненькой красной точке на корпусе, просто зажимаешь ногой кнопку включения и радуешься. При определённой сноровке можно выдавать очень крутые штуки, которые на обычном, «классическом» киллсвиче никогда не получатся.
Тремоло как тремоло (невероятно!)
Быстрая скорость, большая глубина. Играйте целыми нотами, в крайнем случае — четвертями. И не промахивайтесь мимо темпа. Получайте на выходе 16е или даже 32е. Готово. Вы восхитительны.