Медляк-машина. Джефф Бек на минималках. Mooer Slow Engine
В 80-х годах BOSS выпустили SG-1 (Slow Gear). А потом перестали выпускать, и сейчас эта штука стоит денег — вот один товарищ недавно продавал за 40к в удивительно хорошем состоянии. Понятно, что он просит такие деньги не за чудесные звуки из педали, но если вам вдруг понадобился такой эффект — его клонировали некоторые производители. Один такой китайский сынуля теперь есть и у меня — сегодня забрал Mooer Slow Engine. У него есть свои косяки, возможно, наследственные, я их сейчас расскажу и объясню для тупых и для умных тоже. Демок не будет — мне не до них. Может быть, позже.
Что делает?
Доходчиво: Фьииии-фьииии как у Джефа Бека.
Кратко: Авто-свелл. Типа как энвелоп, только меняет громкость, а не частотку. С нуля до сотни.
Подробно: Это фильтр громкости. Когда амплитуда сигнала пробивает заданную чувствительность (sense), громкость падает до нуля и растёт до сотки за время, определяемое атакой (attack). Обычно срабатывает при первом ударе и потом уже всё зависит от нас. Регулируя сенсу и атаку, можно добиться всяких прикольных штук.
Зачем он?
Лично я его хотел потестить с безладовым басом, и мне понравилось. Этот свелл убирает начальный щелчок от удара по струне, можно сравнить со смычком, но не совсем то. Тем не менее, с его помощью можно мутить всякие паттерны на задний план долгими нотами, а в моем случае — ещё и аккуратными слайдами. Лишь бы сустейн не подвёл, но об этом позже.
Интересный прикол — эффект крайне хорошо срабатывает, если разделять ноты паузами. А если пытаться в полифонию, например, то последующие удары по струнам педаль пропускает, как выключенная. Это позволяет нам испортить нафиг всю магию, либо наоборот — аккуратно закинуть, скажем, флажолет. Короче, варианты есть, но и привыкать придётся.
Демки на ютубе — говно. Такое чувство, что люди вообще не вдупляют, зачем он нужен, и играют свой рокенрол с пентатониками, иногда даже не давая эффекту сработать. Самая клёвая и понятная — официальная, от самих Mooer. Остальные даже не смотрите. Да и то они там чуток намельчили, с такими педалями нужно мутить эмбиент, а не это вот всё. Хотя ориентал у них прикольно звучит, это да.
Как лечить косяки?
Кратко: Поставьте компрессор перед педалью и ревер после.
Подробно: У эффекта есть несколько нюансов, главный из которых — пляски вокруг трекинга. Если необходимость лепить паузы лечится руками (и довольно быстро привыкается, кстати), то трекинг на низких струнах — более хитрый вопрос.
Убавляйте, пацаны, сенсу! При sense на максимуме и игре на открытых 4 и 5 струне у меня частота стала достаточно низкой, а амплитуда достаточно большой, чтобы каждое колебание струны педаль принимала за новый звук, и вместо красивых паттернов я получил унылый и очень тихий brbrbrbrbrbrbr. Это лечится снижением сенсы, но тогда тонкие струны начинают хуже реагировать. Именно поэтому нужен компрессор перед ним — какое-никакое выравнивание сигнала по амплитуде тут хорошо работает (тут пришло время похвалить Jek Squeezer, кстати, классная железяка). На гитарах не так актуально, но хуже тоже вряд ли станет.
А дилей или ревер поможет как раз сгладить возможные паузы между переходами. Но это уже надо тестировать — дилей захавает и паузы тоже, а ревер может слишком замылить всё к чертям, получится неловко.
Ещё один субъективный минус — относительно небольшой диапазон атаки. Я выкрутил её на минималку и подумал, что можно было бы и ещё добавить диапазона. Хотя комфортный для себя нашёл в итоге где-то на 11 часов.
Вердикт:
В сникерсе — тема. В корпусе от босс — разве что в музей.
Я там в самом начале сравнил педаль с энвелопом — в таком случае, можно сравнить тремоло (с низкой скоростью) с автовахом. Возможно, синусоидальное тремоло с тапком и большим диапазоном скорости вам подойдет больше.
И да, эту хреновину я себе, пожалуй, пока оставлю. С безладом она вдвойне прикольная.