Tug bar — рудимент или апгрейд?
Сегодня 31 декабря, новый год, в ушах играет всякий лайт в духе Фрэнка Синатры, Чета Аткинса и совсем не Meshuggah, честно говоря. И на волне этого релакса я решил рассказать про басовую штуку под названием Tug Bar. Казалось бы, такая общеизвестная мелочь, как маленькая полка под струнами, знакома всем — а вот и нет. Tug bar как только не называют, чаще всего это «тамбрест, зачем-то поставленный под струнами», люди гуглят, зачем он нужен, почему он там стоит, а на Talkbass даже есть тема «Tug bar — декорация или полезная штука?». В которой, кстати, люди упражняются в остроумии (самое безобидное из которых «он полезен, закрывает две дырки в пикгарде») или и по делу ничего толком не говорят. Так ли бесполезен этот кусочек материала, стоит ли его ставить или убирать? По мне — однозначно стоит, но не всем.
Понапридумывают, блин, терминов, а мы мучайся. Начнем с того, что в английском языке на руках человека пальцев (fingers) всего восемь — большие пальцы называются thumb. Отсюда и разница — если полка над струнами называется thumb rest (намекая на то, что туда надо ставить этот самый thumb), то точно такая же полка под струнами уже будет называться tug bar («tug» означает «тянуть»). Нетрудно догадаться, что тянуть мы будем, цепляясь за полочку с помощью наших fingers, а по струнам жмякать нам поможет, опять же, thumb.
Но прикол в том, что тамбресты в куче вариаций активно используются басистами, в то время как герой нашего рассказа нафиг никому не нужен. Про него достаточно информации — какого он должен быть размера, под каким углом, как «канонично» поставить его на прес (если не ошибаюсь, нужно провести воображаемую линию по двум точкам — низом 15м лада и одним из винтов пикгарда, и на нее уже поставить полку), не пишут одного — как с ним играть и зачем его вообще ставить, помимо пускания слюней на винтаж.
Не, ну ежу понятно, что ставить его туда нужно при игре большим пальцем. При этом не слэпом и не дабл тамбом — эти техники подразумевают определенный замах правой руки, и бар нам будет только мешать. Чтобы ясно представлять технику, о которой я говорю — начнем с гитары. Всякие известные джазисты очень любят такое дело, яркий пример — Wes Montgomery:
Что же касается басистов, их найти куда сложнее, но все-таки можно. Хорошим примером являются басисты группы The Beach Boys — как Брайан Вилсон, так и Брюс Джонстон:
Но это всё — музыка для конкретного сведения олдскул, и чем дальше — тем реже можно встретить такую технику. Очень ярким примером является Стинг — он играет именно так, но со сдвигом руки к бриджу, упирая мизинец в корпус баса, и tug bar ему не нужен, хоть он и встречается иногда на его подписных инструментах:
Нужен ли он вам — зависит от того, хотите ли вы играть подобной техникой. Но могу сказать наверняка — если хотя бы попытаться так играть, то пальцы кисти будут пытаться сами по себе зацепиться за что-нибудь как раз в той области, где он должен находиться, причем по-разному: иногда хочется упор для кончиков пальцев, а иногда возникает ощущение, что согнутый указательный палец должен плашмя лечь на что-то под струнами. Лично мне не нравится «каноничный» угол, под которым его ставят, кому-то может показаться это некрасивым, tug bar может конфликтовать с другими, более активными или агрессивными техниками или мешать правой руке каким-нибудь удивительным образом, и вообще, техника игры с ним может быть очень и очень спорной, но всё же я не могу согласиться с тем, что tug bar — это только лишь рудимент и декоративный элемент винтажных басов.