Какой бас стоит взять гитаристу, «чтобы был»
Как бы ни обижались на нас басисты, есть очень регулярная практика — гитаристам вечно нужен собственный бас. Одним — просто по фану, другим — делать писать микс для своих гитарных выкрутасов, третьим — играть на нём в каких-нибудь «не основных» группах, ну и так далее. Нормально учиться басовым трюкам при этом почти всегда лень, часто они применяют, по большей части, гитарный опыт. Конечно же, я (равно как и мои друзья) не исключение, и басы мимо нас проплывают регулярно, так вот — сегодня разговор пойдет о том, стоит ли вообще смотреть на нестандартные спецификации бас-гитар, чтобы гитаристу было комфортнее на нем играть. Или лучше взять, скажем, Fender Jazz Bass и не морочить никому голову.
Никто не отменял гитаристов, которые решили научиться играть на басу и им это больше понравилось.
Помню свой первый бас как страшный сон — это был Warlock из самой-самой бюджетной линейки от B.C.Rich, огромный, перевешивающий, тяжелый и странный. Мне не нравилось на нём играть, в отличие от другого инструмента — японского пятиструнного ибанеза RB885, который был выигран мной на аукционе для одного хорошего человека. И именно этот бас уже тогда натолкнул меня на размышления — а не помогают ли мне, гитаристу, необычные спеки? И ключевых моментов я решил выделить два — расстояние между струнами и длина мензуры. Количество струн и типы звукоснимателей вы и без меня без проблем сможете выбрать, а вот с этими двумя моментами опыт может быть довольно полезным.
String spacing — расстояние между струнами
Страница из каталога Ibanez 85 года. Фото кликабельно.
Ключевым отличием этого Roadstar’a был необычный спейсинг — расстояние между струнами на бридже составляло всего 15мм (для справки — у пресов и жаб от Fender оно составляет около двадцатки, но там зависит от конкретных моделей). Цитируя вышеприведенный каталог, это было сделано специально, для скоростной игры правой рукой. И знаете, тут действительно есть резон — в этом плане бас оказался очень удобным (для гитариста) при игре медиатором, например. Пальцами тоже неплохо, но тут кроется нюанс — учиться играть слэпом, или, скажем, тренировать Double Thumb (не знаю, как оно по-русски называется, извините) с нуля — неудобно и не вызывает никакого желания тренироваться, когда есть серьезный задел в умении играть тем же медиатором. Если на стандартных моделях возникает мысль «блин, прикольно, надо потренить», то на 15мм спейсинге я в основном думал «да ну его, я же не басист, в конце-концов, пускай этой жестью кто-нибудь другой занимается».
Другая проблема, связанная с таким необычным расстоянием — это параметры бриджа. Ничего плохого в нем нет, до тех пор, пока не придется его менять. На пресловутом ибанезе бридж был в отличном состоянии, особенно учитывая его 30+ летний возраст, но не всем так везёт. Вот захочется поменять сёдла — и где их искать? Разве что самостоятельно пилить из стандартных или мучить знакомых токарей. Короче, так себе удовольствие. Переехать на «нормальный» спейсинг тоже не выйдет — гриф узкий. Несмотря на то, что RB885 был пятиструнным, накладка у него примерно совпадала по ширине с четырехструнными басами, которые попадались мне в то время.
И третья, главная, наверное, проблема — если искать бас с узким спейсингом целенаправленно — без знакомых басистов или хорошего знания этих вопросов просто так их и не найти. Хотя в этом плане всем хороши Rickenbacker — у них спейсинг чуть больше (но меньше чем у фендеров), а фурнитуру на них можно найти без особого труда (если не пугает цена вопроса). Скажем, вот чертежи бриджа для «риков» от Hipshot — расстояние между струнами составляет 0,676 дюйма, ну или около 17мм.
В общем, если вы любите играть на басу медиатором, или умеете только им и учиться не хотите, тогда уменьшенный спейсинг — ваш выбор, однозначно. Если хотите постигать искусство бас-гитары серьёзнее, чем просто «наиграю себе в микс восьмыми и хватит», то присмотритесь к более традиционным спекам.
Short Scale — короткая мензура
Еще одна страничка из японского каталога, на этот раз — Fernandes
Буквально вчера ко мне приехала новая игрушка — Fernandes PJS-42 в кастомном, кислотно-розовом, цвете. Недорогой японец с PJ-датчиками не особо выделяется на фоне армии аналогичных «буипонцев», за одним исключением — его мензура на 2 дюйма меньше «традиционных» 34′. В этом-то и соль — если мензура Лес Пола (24.75) мне кажется непривычно маленькой, а 34′ на басах мне доставляет дискомфорт при игре в начале грифа (если это не 0-0-0-0-1-1-0, конечно), то диапазон где-то между 25.5 и <34 «в принципе ничего такой». У меня какое-то время жил семиструнный баритон, и никакого дискомфорта я на нем не испытывал вообще (я на нём чуть-чуть поигрывал всякий там дж-дж у себя на ютуб канале). Но мензура у него была 27, кажется, точно меньше тридцатки. Для баса это было бы, конечно, маловато, но и 32′ ведь отличается аж на 5 сантиметров от классической мензуры.
И знаете, оказалось, что эта тема очень даже существенно облегчает жизнь гитаристу с басом. Играть реально приятно и удобно, при этом чувствуется, что все-таки это почти стандартный бас, а не какой-нибудь там пикколо. Для людей с небольшими руками или короткими пальцами это тоже может быть интересно, а таких проблем, как у мелкого спейсинга, вы не встретите, скорее всего. При этом я не говорю именно о 32′ (2 дюйма для баса — не так уж много, и вообще, это даже не Short а Medium) — например, у Gibson вообще есть тандербёрды с 30.5′, поискать варианты при желании можно.
Возможные проблемы, надо полагать, похожи на те, что возникают на короткомензурных гитарах. Если вы хотите сильно опустить строй на своей гитаре (скажем, у вас есть гитара в каком-нибудь дроп фа, и вы хотите туда же настроить свой четырехструнный короткомензурник) — лучше от таких приколов воздержаться. Зато с более высокими строями должно быть очень неплохо, есть даже специальные тонкие комплекты для решения этих вопросов (20-90, например). Я свою настрою чуть позже в дроп до — это не особо ниже, но еще ниже опускать не рискну. Да мне и не надо.
Другие проблемы могут быть связаны с обучением — если в дальнейшем вы перейдете на 34′, 35′ или еще большие мензуры, придется немного привыкать после 32′. Но честно говоря — привыкнуть к широкому спейсингу будет несколько сложнее, особенно если вы переходите на бас после долгих лет тренировок на гитаре. В целом эти вопросы не особо критичны.
В целом, бас с укороченной мензурой очень хорош для гитариста, если вы хотите играть на нём в относительно стандартных строях, при этом по фану иногда тренировать всякие техники и не офигевать от попыток играть что-то сложное на первых ладах — я думаю, такой вариант вам понравится.
Конечно, я не говорю о том, что обычные бас-гитары вам не подойдут. Они более универсальны, ассортимент выше, в целом всякие «классические» варианты хорошо подойдут почти любому. Но если вдруг в поисках баса в качестве дополнительного к гитаре инструмента вы наткнетесь на нестандартные спецификации — вспомните этот текст, он поможет вам определиться с выбором.