Большой и страшный усилитель дома
Пара слов про один самых из популярных и интересных холиваров.
Эта неделя у меня выдалась довольно тяжелой, да и совсем уж срочных-интересных новостей перед глазами не маячило, поэтому я прошу прощения за то, что ничего интересного в последние дни не постил. Тем не менее, есть одна извечная тема, которая касалась меня косвенно последние лет пять, а напрямую — с начала года. Дело в том, что я в 2015м решил выбрать себе домой усилитель, «чтобы потом не менять». Разные мощности, разные ценовые категории, разный тип и функционал — было пересмотрено какое-то невероятное количество вариантов, опрошены авторитетные знакомые… В итоге, помимо усилителя, я получил много интересной информации, и, в принципе, поменял свое мнение по этим вопросам. Отчасти.
Стоит сказать, что я всегда крайне скептически относился к людям, которые ставят домой (в квартиру), скажем, Marshall JCM 800, фулл-стек 2х4х12, после чего кидаются нахваливать свой выбор и поносить чужой. «Взрослая лампа, взрослый звук, даже на 0.0001% громкости рвет всех этих ваших 5-ваттных недомерков», фразы в этом плане почти всегда одни и те же. Корни моей неприязни именно в том, что некоторым из них откровенно наплевать на условия и вкусы их собеседников. Впрочем, наплевать и противоположному лагерю, так что этот спор обречен на долгие-долгие препирательства. =)
Всю эту тему можно разбить на несколько основных моментов, и понять, что именно ближе именно вам. Давайте я попробую это сделать, и начну с насущного — с денег.
Цена.
Ну разумеется, самый главный момент — стоимость. Тема денег неразлучна с этой руганью, маломощные аппараты традиционно считаются более бюджетными, поэтому «тратить сотню тысяч и пользоваться купленной штукой далеко не на все 100%» многим кажется бредовой затеей. Наличие дорогих «малышей» никто не отменял, но в таких разговорах они не так уж часто фигурируют. Правда же в том, что выбирать такие вещи (как, впрочем, и любые другие) стоит исходя из своего бюджета, если есть, скажем, $1000 на усилитель — то и выбирай в этом диапазоне.
Держать стоваттную голову в квартире пятиэтажной хрущевки все равно, что целый месяц ходить в презервативе ради одного удачного дня.
D7.
Звук
Ну мы ведь про усилители говорим, да?) Разумеется, все это делается для того, чтобы был хороший звук. Такой, чтобы волосы шевелились и девушки с ходу на шею вешались. Тут часто можно услышать о том, что мощный ламповый усилитель всю свою красоту показывает тогда, когда он достаточно «раскачан», причем это, как правило, аргумент в сторону покупки маломощных усилков. В ответ им звучит довод, мол, лампа раскрывается не на 100%, да, но даже в таком состоянии она рвет конкурентов на части. Комментировать тут нечего, это всё надо слушать и решать самому. Поэтому настоятельно рекомендую не покупать подобные вещи вслепую, по крайней мере в первый раз. Пощупайте, послушайте, сравните, прикиньте… А мы идем дальше, и чуть подробнее разберём такой аспект, как громкость.
Громкость
Главный аргумент «против» мощных усилителей. Они в состоянии раскачать если не стадион, то как минимум клуб, а если попытаться проверить это в родной хрущевке — к вам провалятся соседи сверху от такой звуковой волны. Или спустятся пешком и объяснят вам все преимущества бейсбольной биты против электрогитары. С другой стороны, в квартире слишком громким может стать даже «тьюб-кейк» на полтора ватта… Блин, практически любой гитарный усилитель будет в состоянии потеснить человека-соседа с его почетной должности. Но ведь никто не призывает выкручивать до такой степени громкость…
Если кому-то интересно узнать, действительно ли приходится учиться крутить громкость на долю градуса, чтобы избежать вылетевших стекол, то ответ довольно прост — все зависит от количества крутилок. Имея в арсенале Master + Channel Volume, можно сделать все вполне удобно и красиво. Если же ваша мечта — Soldano Avenger 100W, то у меня для вас плохие новости. =)
Хотя, что-то я ухожу в сторону, и опять всплывают разговоры про «раскачку» и функционал. Давайте переключимся на это, там уже всё намного интереснее.
Функционал
Этот пункт может завести любопытствующего музыканта в самые адовые дебри, в которых он постигнет мудрость, либо утонет в потоке информации. И функционал, к сожалению, главный бич для маломощных усилителей. Не поймите превратно, есть очень и очень гибкие крутые маловаттные головы, но их ассортимент намного уже, нежели у «больших братьев». Хорошим примером может стать, скажем, Orange Micro Terror — удобный и приятно звучащий аппарат, один из лучших в своей категории… Гибридный, с тремя ручками и без петли. Петля это вообще больная тема, если честно. А вот еще есть цифровая Yamaha THR, в которую я беззаветно влюблен. В ней есть все, что нужно домоседу. А вот футсвича нет, и без диких плясок его не прикрутить.
Если всё это запихивать в подобные аппараты — они резко поднимутся в цене. Кому будет нужен полностью ламповый микро террор с петлей, мастер-громкостью и несколькими каналами за 700-800 долларов? Да тем, кто уже купил Tiny от тех же «апельсинов».
Запись
Если вы хотите не просто поиграть, а еще и записаться — то с ходу и не скажешь, что больше подойдет в таком случае. Считается, что лучший способ записать гитару — это снять ее микрофоном с хорошей громкости. Однако изокабы не так уж популярны, в квартирах чаще можно встретить обычные, с 10′ или 12′ динамиками. Лоадбоксы типа чудо-торпеды от Two Notes тоже отличный вариант, но тут уже примешивается еще более запущенный спор «лампа и цифра»…
Но если говорить не про «самый лучший», а рассматривать «самый удобный» вариант записи дома, то тут, бесспорно, мощный усилитель (без торпеды) не в почете. Преампы, процессоры, импульсы, кабсимы — все это предоставляет массу вариантов в любом бюджете, позволяя записываться в любое время суток.
Да и потом, если у человека есть деньги на какой-нибудь ENGL Powerball, почему бы ему не найти денег на изокаб? Ну или записываться в более подходящем месте, нежели родная квартира.
Фетиш
Пожалуй, определяющий фактор, иногда уступающий в приоритете разве что стоимости. =)
Что бы ни творилось в твоей голове, какие бы «за» и «против» не выдвигал здравый смысл или советчики — всегда есть вот это вот «ХОЧУ». «ХОЧУ» — и вот ты уже берешь ЛПК как у своего кумира за бешеные деньги, обрекая жену и детей на поедание одних лишь бичпакетов в течение последующих лет пяти. «ХОЧУ» — и ты покупаешь к нему SLO-100, а это значит, что за бичпакетами идти придется еще и со своей сумкой. Кстати, это еще и камень в огород обилия гибридных девайсов, которых на рынке маловаттников довольно много — «труъ лампа наше всё, гибрид покупать не буду». =)
Впрочем, существуют и более мягкие вариации, например «хочу, но всё понимаю, поэтому закажу клон SLO у Михалыча из 3 подъезда, а не оригинал». Бывает это и в сторону маленьких аппаратов, «хочу доказать, что они тоже умеют-могут», или «Вон через AMT LA2 какие записи на ютубе выложили, хочу уметь такие миксы делать с такими же затратами». Хорошо, когда здравый смысл идет рука об руку, очень хорошо.
Обслуживание и эксплуатация
Тут все просто до безобразия. У мощных ламповых усилителей на борту много мощных ламповых ламп. Которые стоят определенное количество долларов, и подлежат периодической замене. Одним в кайф подбирать лампы, менять, сравнивать, пробовать разные динамики, трансы, делать моды… А другим — нет. Choose your destiny. (c)
Послесловие
Я считаю, что все вы правы. Каждый по-своему.
Сторонники мощных усилителей — не забывайте, что ваши игрушки не позиционируются как домашние, и некоторые просто не могут или не хотят иметь подобную шайтан-машину, играют себе дома в микрокуб, а в серьезное усиление цепляются в студиях и на сцене.
Любители «тихих» усилителей в квартирах — поймите, что человек с месой марк 5 в своей гостиной очень рад, что она у него есть, он получает удовольствие от игры в нее, и во многих случаях он вполне может позволить себе затраты на такое оборудование. А если музыкант счастлив — зачем его разубеждать? =)